Бриджит Джонс в Сайлент Хилле: «Дело 39»

В США давно уже назревает еще одна социальная проблема: государственные комиссии, призвание которых заключается в защите детей от насилия в семье, по-видимому, не работают. Ошибки происходят все чаще, семьи разрушаются благодаря закорючке клерка, у которого нет ни детей, ни опыта семейной жизни. Только судя по фильму, проблема не в клерках и не в системе, а в том, что дети — демоны. Слабая отговорка, если честно. Но продюсеры решили выполнить социальный заказ. О жанре тоже не долго думали, такой фильм может быть только фильмом ужасов.

Итак, главная героиня — типичный соцработник, беседует с семьями, в которых ребенку «плохо». Затрещины и плохие оценки — это серьезный повод отобрать ребенка и отдать его в «хорошие» руки. И вот героине выдают новое дело — девочка чересчур замкнута, а родители чересчур странные. Отважный соцработник, заподозрив неладное, буквально вырывает девочку из рук родителей в момент, когда они уже заперли ту в духовке и явно намеревались сделать из нее кулинарный шедевр. И конечно она забирает ее к себе, оформляя опеку. Но вскоре выясняется, что именно девочка — корень проблем. Да и не девочка она вовсе, а некий демон. После непродолжительной и отнюдь не радужной совместной жизни демона умерщвляют, хэппи энд.

За фабулой фильма скрываются две очень серьезные проблемы. Первая из них — система контроля за родителями. Комиссия показана не слишком колоритно, зрителю дают лишь образ главной героини. Это женщина за 30, не замужем (и, как становится ясно в ходе фильма, не собирается), без детей, с несчастным детством (мать решила убить ее, однако, в автокатастрофе героиня выжила). Все, что у нее есть, это работа. А работа ее заключается в том, чтобы забирать детей у родителей. В США это просто — ребенку достаточно сказать, что его дома обижают. И тут выплывает вторая проблема — а всегда ли виноваты родители? Девочка, между прочим, довела своих предков до паранойи, ну и сюжетное амплуа демона подкрепляется тем, что она убивает всех подряд, используя их страхи. Но загвоздка как раз в том, что убивает она исключительно в отместку родителям. Не купили мороженного — умирает двоюродный брат. Накричали за двойку? Получите самоубийство дедушки. То есть де-факто девочка шантажирует родителей, намек на появляющиеся сообщения о шантаже любящих родителей самими детьми. Мол — не купите новую игрушку — настучу в отдел опеки. Это явление уже неоднократно находило отображение в массовой культуре, сериал South Park даже посвятил ему одну из серий.

Поставленные проблемы решения не находят. Фильм, который должен был стать социальным, исковеркали, сделали из него ужастик. Выглядит примерно это так же как медведь на велосипеде. Зрелищно, прикольно, но абсолютно бессмысленно.

Отдельно стоит рассказать об актрисах, то есть о том, кто сыграл роль соцработника и девочки. Тут продюсерам фильма удалось попасть в десяточку. Рене Зельвегер отлично сыграла очередную Бриджит Джонс, то есть пухловатую недалекую блондинку, чья личная жизнь не удалась и в поисках решения этой проблемы она пытается чем-то заняться. В «Дневнике Бриджит Джонс» она пыталась стать журналистом, в «Замерзшая в Майами» пробовала руководить заводом в Богом забытой глуши. В  «Деле 39»  мы наблюдаем еще один возможный путь, выбранный Бриджит Джонс — социальный работник. Так как Рене никого, кроме Бриджит, играть не умеет, обсуждать художественность ее образа особого смысла нет. Правда жанр «ужасы» явно был создан для Зельвегер — один мой знакомый так и сказал: «А кто там играет? О, так она сама по себе ужас».

Для второй главной героини — девочки — подобрали, на мой взгляд, идеальную актрису. Жодель Ферланд уже знакома поклонникам фильмов ужасов по своей звездной роли в фильме «Сайлент Хилл». Простоватое и таинственное детское личико четырнадцатилетней Жодель уже засветилось во многих фильмах, но именно в фильмах ужасов ей удалось найти свое амплуа — девочки-демона, девочки кошмара. Примечательно, что роль в «Деле 39» очень схожа с ролью в «Сайлент Хилл». Та же двойственность героини, та же шизофреничность сознания. Но в «Деле 39» Жодель уже с трудом удается изображать десятилетнюю (по сюжету) девочку — начиная со второй половины фильма, она больше похожа на недоразвитого подростка, возраст которого скрыт корсетом. Хотя, может быть, это задумка автора — мол, в начале девочка изображает невинного ребенка, а в конце демон берет над ней верх.

Сам фильм ужасен. Дисбаланс чувствуется во всем, уж лучше бы Бриджит Джонс в Сайлент Хилл сослали, ей Богу. Только привыкаешь к мелодраме, как начинаются ужасы. Только привыкаешь к тошнотворности изображения смерти одного из героев от ос, как будь добр, переключись на душевные метания главной героини. Пересматривать фильм не захочется, а во время просмотра с трудом удается побороть зевоту. Несмотря на непредсказуемость сюжета, фильм нагоняет тоску.

Вердикт: смотреть фильм стоит лишь отчаянным поклонникам Зельвегер. Она отработала на все сто — складывает несуразные губки бантиком, очень мило изображает испуг и весьма комично пытается доказать, что Бриджит Джонс не является ее единственной ролью. Правда, получилось с точностью до наоборот.

Купить DVD «Дело 39» (Ozon.Ru, 448 руб.)
Купить Blu-ray «Дело 39» (Ozon.Ru, 1350 руб.)

 

Tags: