Когда пять лет назад на мониторы вышел сериал «Карточный домик», мир перестал быть прежним. До этого эпизоды сериалов выходили раз в неделю, а в сети если и появлялись, то на несколько дней позже. Netflix разрушил эту схему и выложил сериал целиком, все серии в один день. Большая часть моих друзей как по социальным сетям, так и в реальной жизни, проглотили «Карточный домик» целиком, и пребывали в восторге. Я приобщился к нему чуть позже, но также остался под впечатлением. Смущало лишь одно – слишком уж гармоничной выглядела история злодея. Где-то к середине первого сезона закрались сомнения, ибо слишком много счастливых совпадений привело героя к успеху, да еще эта странная сцена, когда Фрэнсис в конце толкнул под поезд журналистку. Странно, в общем. Но последующие сезоны, как говорят в футболе, заиграли этот эпизод. Сам сериал, откровенно говоря, наскучил еще на третьем сезоне – чувствовалось, что сценаристы выдохлись и уже не могут сохранить накал интриг, за который «Карточный домик» полюбили практически все. И лишь теперь, прочитав оригинальный роман Майкла Доббса, я понимаю причину моих сомнений.
Забавно, как именно попал ко мне роман «Карточный домик». В Макдональдсе ежегодно проводится акция «Дни монополии», где можно выиграть всякое. В том году раздавали бесплатные книги на «ЛитРесе». В списке «призовых» книг было слишком много мусора, но, среди прочих, отложил себе и «Карточный домик». Очередь до него дошла лишь сейчас, и в очередной раз я убедился, что для хорошая книга всегда найдет читателя. Не могу сказать, что проглотил роман за пару вечеров – под чтение у меня выделено не так много времени, как хотелось бы. Но читал с азартом и упоением. Именно потому, что книга от сериала отличается довольно сильно.
Помню, Стивен Кинг был чуть ли не в бешенстве, когда Стэнли Кубрик экранизировал «Сияние» по-своему. Лишь недавно, прочитав продолжение «Доктор сон» и предисловие автора, я понял причину негодование Стивена. Кубрик снял кино довольно вольно обойдясь с первоисточником, сместив акценты и, по большому счету, представив вариацию развития событий. Для Кинга это был фактически роман-исповедь, для Кубрика – лишь сюжет для очередного жанрового фильма в коллекции мастера. Майкл Доббс, написавший «Карточный домик» практически в шутку, куда более сдержанно отнесся к тому, что из его произведения в сериал взяли лишь общие типажи главных героев и канву сюжета.
Оригинальный карточный домик – история заговора против действующего премьер-министра, разработанного и мастерски реализованного «главным кнутом» партии. В нем нет никакой жены главного героя, он самодостаточен в собственной гениальности манипулятора. В нем задаются вопросы о журналистике и медиа как основных участников политической гонки, и журналистское расследование не менее интересно, чем сам злодейский план. В нем все предельно просто, не так много персонажей и максимум динамики. Проседает лишь вступление, но оно необходимо для того, чтобы ввести читателя в своеобразную внутрипартийную терминологию. А дальше начинается настоящее ралли.
Для Майкла Доббса это был первый роман. Написал он его в отпуске, в который отправился вскоре после окончания политической карьеры в штабе Маргарет Тэтчер. Руководя ее предвыборной компанией (и будучи обвиненным в том, что дело идет к проигрышу), он видел и слышал многое. Роман «Карточный домик» – это литературно переработанная реальная жизнь консервативной партии Великобритании. И успех романа, как и скорая его экранизация на телеканале BBC в 90-м году, стал для Майкла неожиданностью.
Я не хочу углубляться в перечисление отличий сериала от книги, если вам сериал понравился – читайте книгу, получите куда больше удовольствия, чем от чтения спойлеров. Если же не смотрели сериал – тем более почитайте, для вас все будет в новинку, и я вам даже немного завидую.