Природа, измененная человеком: «Индустриальные пейзажи»

Фильм Индустриальные пейзажи (Manufactured Landscapes)Экология. О ней говорят по-разному. Настойчиво и шумно, как Гринпис. Красиво и творчески, как Джексон в клипе на песню «What about us?» в последнем шоу «Вот и все». Научно, заумно и устрашающе, как ученые, все предсказывающие и предсказывающие скорые катаклизмы. А иногда говорят метафорически, иносказательно, вроде и про экологию, а вроде и совсем о другом. Бывает так, что посетив фильм о непростых отношениях человека и природы, выносишь из него что-то большее, чем просто информацию о экологических проблемах.

«Индустриальные пейзажи» — документальный фильм о работе фотографа Эдварда Буртинского. Канадский художник специализируется на фотографиях природы, пережившей вторжение человека. Он создает пейзажи, соответствующие нашей индустриальной действительности. Объектом внимания фотографа стал Китай. Буртинский решил запечатлеть страну, куда стекаются со всех концов полезные ископаемые, подаренные природой, чтобы превратиться в те вещи, которыми мы пользуемся ежедневно, не задумываясь об их происхождении. Страну, в которую прибывают уже отслужившие свой срок товары, чтобы, претерпев переработку, снова стать сырьем. Страну, в которой в последние годы строительство и разработки ведутся в самых невероятных масштабах. По следам за ним следовала съемочная группа режиссера Дженнифер Бейчуэл.

Увидев первые кадры – камера минут пять (если не больше) движется вдоль длинных рядов с конвейерами, за которыми работают трудолюбивые китайцы – вы поймете, что для фотографа (как и для режиссера) важна масштабность запечатленных сцен. Сотни рабочих в желтых куртках выходят из завода на улицу, строятся в длинные шеренги – вплоть до линии горизонта – и художник ловит желанный кадр. Перед нами предстают фотографии карьеров, шахт – мест, где добывается сырье. Затем – фото заводов, строек и перерабатывающих станций – мест, где сырье обретает привычный всем бытовой вид. Затем – фото свалок, станций утилизации отходов – мест, где отслужившие вещи снова становятся сырьем. Горы покрышек, километры строительных площадок, тонны и тонны угля – всего на фотографиях очень много. Мне запомнился кадр, запечатлевший ровный куб – результат прессовки мусора – в структуре которого явно угадываются тысячи разноцветных крышечек от бутылок.

Конечно, не обошлось и без историй людей, принимающих участие в круговороте природных ресурсов. Молодые парни, отчищающие контейнеры от нефти: им платят копейки, а они чаще всего не доживают и до тридцати. Строители, которые вот уже семь лет работают на строительстве самой большой в мире плотины длиной в два с половиной километра и гордятся тем, что делают большое дело для страны. Жители городов, которых переселяют с любимых мест из-за возведения той самой плотины, а они еще и работают, разрушая собственные дома. Нам, офисным работникам, очень интересно посмотреть на заводской ручной труд – муравейник, в котором доведенными до автоматизма движениями тысячи людей создают, допустим, банальные утюги.

Мне понравилось то, что фотограф и режиссер совместными усилиями показывают нам красоту создания и разрушения – несколько извращенную, но все же красоту. Они не навязывают выводов, не дают ответов на вопросы – вопросы остаются открытыми. Они показывают важность и масштаб использования природных ресурсов. Они раскрывают тонкости человеческого труда: китаянка, сидя на корточках, отделяет маленькие металлические детали от микросхем старого компьютера, а один рабочий за считанные секунды собирает из горки деталей предохранитель. И крупное, и мелкое по-своему завораживает.

Вердикт: если вас интересуют проблемы экологии и истощения природных запасов, если вы любите научно-познавательные фильмы или увлекаетесь фотографией – смотрите. Весь фильм целиком, возможно, осилят не все, но почерпнуть пару интересных фактов и оценить работы признанного художника можно в первые полчаса просмотра.

Понравилась рецензия? Подпишись на новые.



 

Tags: