Нина — молодая талантливая балерина, вот-вот получит свою первую главную роль Царевны Лебеди в “Лебедином озере”. Милая, хрупкая и застенчивая девушка, она безукоризненна в образе белого лебедя. Однако изобразить черного — стать соблазнительной, свободной и смелой Нине не удается. Ее провала ждут многие, ведь каждой девушке из труппы хотелось бы исполнить главную роль. Нина борется с самой собой, чтобы избавится от страхов и внутренней зажатости, она физически чувствует изменения в себе, и изменения эти больше похожи на помутнение рассудка. Главный антогонист героини — балерина Лили, как раз воплощение черного лебедя — раскрепощенная и вызывающе открытая. Правда ли, что в каждом из нас живет две личности — светлая и темная, просто не каждый открыл для себя их обе? Удастся ли Нине переступить через себя и превратиться в черного лебедя?
По сути этот фильм — о девушке, живущей в скорлупе. С самого детства мать — бывшая балерина, которая ушла со сцены ради воспитания дочери, держит жизнь Нины под контролем. Она — маленькая белая балерина из музыкальной шкатулки. Когда открываешь крышку, та кружится под музыку, как только танец заканчивается, крышка захлопывается, и пластмассовая танцовщица снова ждет в темноте своего выхода. Прилежностью и упорством можно добиться многого, но только не искренних эмоций. Рамки, в которые загнала Нину ее мать, не позволяют ей раскрыться на сцене, передать неведомые ей чувства, отделаться от стыдливости. Однако черный лебедь сидит в глубине ее души и просится наружу. Во сне Нина до крови расчесывает спину — в тех местах, где начинают прорезываться черные крылья. Борьба черного с белым на грани психоза, выброшенная в мусоропровод гора мягких игрушек, внезапная агрессия, направленная на мать — все это процесс взросления девочки, уместившийся в несколько дней.
Облечь эту историю в балетную оправу — гениальный ход, на мой взгляд. Даже эпизоды, не связанные со сценой, выглядят как будто один из актов нового видения “Лебединого озера”. Музыка Чайковского и композитора Клинта Мессела, которая не смолкает фактически на протяжении всего фильма, придают такую силу происходящим на наших глазах событиям. Еще большего мелодраматизма фильм достигает за счет хрупкости и изящности всех героев — они в каждой сцене как будто на пуантах. Даже несколько нелепые метаморфозы, происходящие с Ниной — вырастающие крылья, удлиняющаяся шея, срастающиеся пальцы ног — в ином случае выглядели бы скорее смешно, но здесь ты фактически смотришь балет, спектакль в танце, и душевные переживания героев передать можно только так — наглядно и чтобы было видно с последних рядов.
Мои комплименты Натали Портман. Во-первых, пусть “балетные” сразу сказали, что мол, сразу видно, не из наших, я ей верю. Потрясающе тоненькая и хрупкая, как говорят, получила не одну травму во время съемок, но оно того стоило. Думаю, не одна актриса хотела бы получить такую роль, очень уж она красива, и в то же время психологична. Мила Кунис, которая исполняла роль Лили, составила Натали отличную пару. Поговаривают, на съемках Аронофски даже специально провоцировал конфликты между девушками, чтобы в кадре искры летели. Не знаю, было ли это на самом деле, но пара Портман-Кунис получилась очень выразительная. Приятной неожиданностью стало появление в фильме Венсана Касселя и Вайноны Райдер. Ну и, конечно, не могу не сказать о Даррене Аронофски. “Черный лебедь” очень вписывается в его режиссерский формат — можно считать его фильм странным, чокнутым, жестким, но практически любой посмотревший произносит фразу “Сильно”. Если вы не ярый противник балета, то посмотрите этот фильм, равнодушным он вряд ли оставит.
Вердикт: драма о внутренних противоречиях и балетном закулисье. Я рекомендую.
Фильм выходит в российский прокат 10 февраля 2011 года