Ни один «Оскар» не обходится без мюзикла, и пусть снимаются их десятки, до главных премий, обычно, доходит лишь один. В свое время академиками и разными премиями был обласкан «Мулен Руж!», в прошлом году свою часть блеска получил мюзикл «9», так что и в этом году Голливуду есть, что выдвинуть из разряда музыкальных фильмов. Шер и Кристина Агиллера в чем-то даже схожи и идеально соответствуют жанру бурлеск, в честь которого и был назван фильм. Только вот вряд ли фильм соберет ворох наград – обе певицы, снявшиеся в главных ролях, трудоголики и, безусловно, великие таланты. Только не кинематографические, а музыкальные. А «Бурлеск» — это все-таки фильм, а не водевиль.
Девочка, жизнь которой тихо-мирно протекала в далеком захолустье, приезжает покорять Лос-Анжелес. Попав на работу в кабаре «Бурлеск», она добилась того, что сначала стала танцовщицей, а потом и солисткой труппы. Путь к успеху был тернистым, пришлось и влюбиться, и обжечься, и спеть не одну песню. Конечно, помимо карьеры девочка помогает хозяйке заведения сохранить клуб и открывает в его жизни новую страницу.
Сюжет фильма крайне утрирован. Если заменить название заведения и пару малозначительных деталей, то «Бурлеск» превратится в «Бар Дикий койот», если чуть убрать налет самого жанра бурлеска и углубить в сторону куртизанства, получится «Мулен Руж!». Казалось бы – зачем снимать еще один мюзикл по уже имеющимся лекалам, но создатели сделали ставку именно на сам бурлеск, очень старый жанр театрального шоу, сочетающего в себе гротеск, сексуальность и китч. Сегодня этот жанр переживает новое рождение, тогда как в середине прошлого века он скатился к банальному художественному исполнению стриптиза. Но первые сборы показали, что не так уж интересен зрителям тонкий подтекст – ждали «Чикаго», а получили сборник выступлений Шер и Агиллеры с какими-то бестолковыми связками в виде диалогов.
Как я уже сказал, две главные героини и певицы, их сыгравшие, в чем-то схожи. Шер, под песни которой танцевали, наверное, наши прабабушки, органично выглядит в роли хозяйки странного заведения. Клуб «Бурлеск» как будто дышит старым величием, но разваливается на глазах и держится, похоже, лишь на энтузиазме завсегдатаев. Кристина Агиллера, которая по жизни привыкла добиваться всего сама, играет девочку, которая отлично поет, но не умеет идти по головам. Умудренная опытом наставница дает шанс малолетнему таланту – клише, на котором держится целый жанр фильмов, в «Бурлеске», впрочем, смотрится очень кстати.
Проблема в том, что нет в этом фильме огонька, который привносят во все голливудские мюзиклы профессиональные актеры. Ведь зритель идет смотреть кино, и не ждет каких-то вокальных откровений. Если вспомнить «Мама Мия!» — известные актеры поют, пусть не все хорошо, но поют, и это для зрителя определенное откровение. «Мулен руж!» — невозможно себе представить на месте Николь Кидман кого-то еще. Даже мало любимое мною «Чикаго» и то смотрится куда более интересным, чем насквозь пропитанный профессионализмом «Бурлеск». Удивить пением профессиональных певиц зрителя сложно, и если в случае с простыми актерами от них требуется хорошо спеть, то от профессиональных певиц ждешь попытки хорошо сыграть свои роли, а вот с этим у «Бурлеска» напряг.
Выручает Стенли Туччи, сыгравший компаньона героини Шер. Если кто-то и смотрится органично не только в фильме, но даже в декорациях, так это его герой. К сожалению, его хорошая игра сослужила плохую службу, на ее фоне игра Шер и особенно Кристины Агиллеры выглядит как школьная постановка.
Что касается музыкальных номеров, то они – выше всяких похвал. Шер, хоть и разменяла седьмой десяток, но силой голоса даст фору любой певице. К слову, Пугачева является ровесницей Шер, почувствуйте разницу – не только в голосе, но и во внешнем виде. Кристина же отпела свои партии со старанием стахановца, на ее лице только не светился лозунг «Все для фронта, все для победы». Возможно, это все сценаристы виноваты, не создали персонажа с характером. Но сдается мне, что даже персонажа с характером Кристина бы сыграла так оригинально, что от занудства сочащегося трудоголизма скулы бы свело.
«Бурлеск» — это не мюзикл, это скорее концерт, красочный, в шикарных и предельно детализированных декорациях, но без оригинального сюжета и с одним лишь интересным сценарным ходом под занавес. Похоже, это яркий пример того, что лучше купить саундрек к фильму, чем тратить два часа на его просмотр.
Вердикт: с музыкальной точки зрения – безусловно шикарное кино, с точки зрения сюжета – посредственность. Шер на высоте, Агиллера как обычно крепкий середнячок, и лишь Туччи вызывает желание пересмотреть этот фильм еще раз.