Дебюты оскароносцев в несвойственных им амплуа редко бывают удачными. Одно дело писать сценарий, а совсем другое – выступать режиссером и нести полную ответственность за фильм. Но Уилльям Монахан, получивший «Оскар» за сценарий «Отступников», взял за основу криминальный роман Кена Бруена и снял на удивление хороший и динамичный фильм о буднях лондонских гангстеров.
Мелкий гангстер Митч выходит из тюрьмы с твердым желанием изменить свою жизнь, устроиться на работу и распрощаться с криминальным прошлым. Беда лишь в том, что для преступной группировки он слишком ценный кадр, а у босса и вовсе на него большие планы. Сам Митч устраивается телохранителем актрисы, которая большую часть времени скрывается в своем особняке от назойливых и хамоватых папарацци. Рано или поздно ситуация с двойной жизнью должна разрешиться, а кто в ней выйдет победителем – Митч или его криминальные приятели – не слишком ясно до самого последнего кадра.
Фильмы об английском преступном сообществе всегда отличаются тем, что англичане даже к преступлениям относятся с большой долей юмора. Если в американских фильмах преступник смешон – это, скорее всего, комедия, а если криминальный босс мрачно шутит, при этом оставаясь весьма серьезным – это точно фильм из туманного Альбиона. Лучше всего жанр английского криминального боевика удалось сформировать Гаю Ричи, его фильмы «Деньги, карты, два ствола» и «Snatch» стали ориентиром для многих последователей. Динамичность повествования, множество сюжетных линий, причудливо переплетающихся и обязательно сходящихся в одну единую концовку, незаменимый английский юмор и, конечно, уникальная атмосфера старой Англии – все это самые заметные элементы подобных фильмов. Все остальное – лишь вариации сценария и главных героев.
Крайне важным, на мой взгляд, моментом в создании подобного кино, является подбор актеров. Именно поэтому я нисколько не удивился, что главная роль досталась Колину Фарреллу, у него идеально подходящая внешность и широкая гамма эмоций. К тому же у него уже есть опыт игры в похожих лентах – за роль киллера в фильме «Залечь на дно в Брюгге» он получил «Золотой глобус» и целый ворох номинаций и престижных наград. Роль актрисы-затворницы сыграла Кира Найтли, которая в последнее время зачастила появляться в ролях сомневающихся девиц гуманитарного склада, которых никто не понимает. В «Телохранителе» мне ее игра понравилась больше, чем в недавнем «Прошлой ночью в Нью-Йорке», ее меланхолия в этом фильме более уместна.
В одной из главных ролей снялся еще один персонаж – Лондон. Этому персонажу не видать ни номинаций, ни наград, но именно он создает непередаваемую атмосферу, ради которой, зачастую, зритель и идет на подобные фильмы. Сквозь призму настроения, создаваемого этим удивительным городом, любая история начинает играть совсем другими красками. В «Телохранителе» достаточно много натурных съемок и хороших операторских планов, и Лондон, безусловно, является полноценным персонажем.
Если постараться как-то определить – стоит ли смотреть этот фильм в кинотеатре, и если да – то кому, мне кажется, лучшим ориентиром будет следующее. Если вам нравится атмосфера «Залечь на дно в Брюгге», динамика «Карты, деньги, два ствола» и тарантиновский подход к проработке персонажей – фильм однозначно для вас. Тем более качественных боевиков без развесистой клюквы и набивших оскомину штампов уже давно не снимают.
Вердикт: отличная криминальная смесь драмы и боевика. Парням понравится.