Не все бобры веселы и добры: «Бобер»

Фильм Бобер (The Beaver)Фильм «Бобер» вызывает противоречивые чувства еще до начала просмотра. То есть когда ты смотришь превью, обсуждаешь, как же ожидаема эта лента. С одной стороны – хочется увидеть режиссерскую работу Джоди Фостер, Мел Гибсон наконец-то всем покажет, что он еще о-го-го. С другой стороны: про что фильм? Про то, как человек разговаривает с бобром. Бобер никак не связан в моем сознании с серьезной драмой, да и с несерьезной драмой тоже. То есть, как только появляется бобер, драме конец, все, мне хочется смеяться. И вот здесь перед режиссером встает очень тяжелая задача – сделать не фарс, а психологическое кино. Сделать бобра страшным. Забегая вперед, скажу, что у Джоди Фостер не слишком-то получилось.

Уолтер Блэк был очень успешным человеком, главой крупной компании, хорошим семьянином и отцом двоих сыновей. Но по пришествии ли среднего возраста или по другой неведомой причине Уолтера накрыла черная депрессия. Ни один из ведущих специалистов-психотерапевтов не мог помочь ему, депрессия лишь усугублялась. И когда уже и семья, и карьера оказались на волоске, Уолтер нашел на помойке куклу-бобра. Бобер, надетый на руку, заговорил с Уолтером его собственным голосом и спас от грядущего самоубийства. Бобер смог сделать то, чего не смог больше никто – воодушевить героя, вернуть его в семью, наладить дела компании. Да, все это время Уолтер носил бобра на руке и его устами разговаривал с окружающими. Постепенно главным в тандеме стал именно бобер, а Уолтер превратился в его раба. Сможет ли герой побороть игрушку, которая так же плотно закрепилась на его руке, как и в мозгах?

Фильмы про борьбу не с кем-нибудь, а с самим собой – обычно самые интересные среди психологических драм. Альтер-эго героя чаще всего предстает перед нами в виде другого человека, а иногда и нескольких. В «Бобре» же темная сущность Уолтера Блэка заключена в меховой кукле-марионетке, которую он, ввиду расстройства рассудка, считает живой. Мэл Гибсон меня не разочаровал. Не единожды уже говорилось, что тема должна быть близка актеру в свете недавних семейных разборок. Не знаю уж, раздвоение ли личности заставляло Мэла поколачивать жену, но проникся этим состоянием он очень хорошо. Если говорить о дуэте Уолтер-Бобер, то в Уолтера я поверила. То, как взрослый сильный мужчина попал под власть куклы, Гибсон изобразил на пять с плюсом. Бобру же хочется поставить троечку – он тянул историю вниз, превращая ее в шутку на уровне мультиков по 2х2. Вероятно, у автора сценария есть объяснение, почему на эту роль был выбран смехотворный бобер, но мне не постичь этого тонкого юмора.

Сама Джоди Фостер сыграла жену главного героя, и роль ее ввиду небольшого размера и важности, думаю, не стоит даже обсуждать. Единственный, о ком еще можно упомянуть из актерского состава – это Антон Ельчин, который сыграл старшего сына главного героя. Точнее, упомянуть стоит не актера (основная игра Антона состояла в том, что он пробивал стену башкой), а его персонаж. Зачем-то в и без того нестройное повествование автор сценария добавил вторую линию – любовную историю сына главного героя и его одноклассницы. На мой взгляд, достаточно было одной сцены – как мать девушки запретила ей «дружить с мальчиком, чьи родители сумасшедшие». Все остальные рассказы о тонкой душевной организации эгоистичного подростка только сбивают с толку. Попытки воспринять бобра всерьез требуют достаточно много усилий, и паренек, который рисует граффити, явно уже оказался лишним.

В итоге мы получили странное кино. История интересная в целом, где главный герой отыгрывает сумасшествие на отлично, а остальные практически не мешают ему рассказывать свою историю. Но лента не дотягивает до психологической драмы. Бобер, который орет «Я выбрал тебя, ты будешь подчиняться мне!» вызывает смех, а не слезы. То, что в мозгах автора сценария должно было стать находкой, стало ошибкой. Не пронимает. Не могу заставить себя пожалеть Мэла, не могу поставить себя на его место, не могу сопереживать ему. А без этого – какая драма? Так, Кукла Чаки мехом наружу. Очень жаль, но трюк не слишком удался.

Вердикт: хорошая работа Мэла Гибсона, плохая работа режиссера и бобра. Все вместе – на тройку.

Сходить в кино



 

Tags: