Когда Михалков снял свое «Предстояние», все ржали как кони — вот, мол, Никита Сергеевич совсем сошел с ума. Интересно, что скажут эти любители качественного кино о «Боевом коне», который по степени приторности и накалу клишированности каждого кадра превосходит все творчество Михалкова за последнее десятилетие. Откровенно говоря, лучше бы на пресс-показе не давали книгу «Боевой конь», ибо в отрыве от оригинального первоисточника этот фильм был достоин хоть какой-то сдержанной похвалы. После прочтения повести ответственно могу заявить — Спилберг снял что-то свое, не про коня. Примерно так же Стивен поступил с Великой Отечественной в фильме «Спасти рядового Райана» — масштабно, эпично, бессмысленно.
Конь Джоуи отправляется на первую Мировую войну. До этого он успевает поработать пахотной лошадью и подружиться с парнем Альбертом. На войне Джоуи попадает сначала к немцам, потом к французам, потом опять к немцам и, наконец, возвращается к Альберту. Примерно так описывается оригинальный сюжет, по которому снимался фильм. Но вся фишка повести была в том, что повествование шло от лица коня, это был роман-переживание животного, вокруг которого разворачивалась великая геополитическая катастрофа начала прошлого века. Фильм сняли не о коне. Он о чем угодно, только не о лошади, которую, кажется, использовали лишь как связку между несколькими историями.
Трейлер явно намекал, что зрителю предстоит узнать историю коня. Джоуи глядел с экрана своими большими лошадиными глазами так, что от одного этого взгляда проступали слезы умиления. В полной версии фильма, растянувшейся на два часа, лошади, конечно, уделяется определенное внимание, но совсем не в таком объеме, как это было в повести. Зато зрителю предлагается несколько зарисовок на разные темы. Вот вам ферма с пьяницей-отцом и мальчиком, отчаянно влюбленным в коня. А вот стан кавалерии, в котором царит уверенность, что шашки и кони — отличное оружие против пулеметов. А вот Франция и дедушка, который варит джем. Под конец становится ясно, что Спилберг истосковался по масштабным военным съемкам, и выдал сцену в стиле высадки в Нормандии.
Кстати, именно в этой части фильма есть единственная сцена, которая не вызвала никаких нареканий, как эпизод с Мироновым в «Утомленных солнцем 2», — встреча на «ничьей земле» англичанина и немца, собравшихся освободить коня, попавшего в колючую проволоку. Эта сцена является центральной в романе и символизирует бесполезность, ненужность войны, а в фильме она стала единственной, вызывающей здоровый смех. Возможно, это из-за того, что это — единственный кусок, который из книги в фильм попал без изменений. В остальном фильме сценаристы обращались с первоисточником, на который постоянно кивают прокатчики и дистрибьюторы как на «великий роман о великом коне», как хотели. Отца Альберта из гадкого опустившегося алкаша сделали милым старичком, из французского фермера — милого старичка, который делает джем. Фильм «Боевой конь» отличается от книги настолько же, насколько «Спасти рядового Райана» от реальной второй Мировой войны.
В каждом кадре сквозила ностальгия — подобное кино снимали давным давно, во времена «Инопланетянина» и прочих детских фильмов, где на первом плане были эмоции. Крупные планы лиц во весь экран, которые, вроде как, должны вышибать слезу, сегодня уже не работают, а откровенно дебильное вечно улыбающееся лицо Альберта и вовсе вызывает тошноту от патоки, сочащейся с экрана. Фильм про войну, а крови — ни капли. Нет, вру, пару раз показывают покраснения на теле коня, а так — ни капли. Все — за рейтинг PG, все — за детскую аудиторию и высокие продажи попкорна.
Единственный актер, которого я готов хвалить без оглядки — конь. Вот уж кто выложился на полную катушку. Фильм снят старомодно, спецэффекты использовались в меру, и лошади — единственное, на что можно посмотреть в «Боевом коне». Актеров ругать не буду — они не виноваты, что попали в фильм к Спилбергу. Совсем недавно Джордж Лукас объявил о том, что он собирается покинуть Голливуд из-за того, что фабрика грез убивает настоящее кино. Стивену объявлять уже поздно — своим фильмом он показал, что полностью и беспрекословно продал душу Голливуду, иначе бы его фильм был как минимум более приближенным к оригиналу, ну а про отсутствующую кровь и дебильные лица на весь экран я и вовсе молчу.
Вердикт: детям дошкольного возраста будет скучно, а для более старшей аудитории фильм слишком детский. Да и не про коня этот фильм. Эдакая американская версия «Утомленных солнцем 2». Не рекомендую тратить на это два часа.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.