“А в конце концов все будет хорошо, если не все хорошо, значит это не конец”
Фильмы про стариков — жанр не из простых. Тут нет беспроигрышных вариантов как, например, в романтических комедиях, где можно взять стандартное клише сюжета, добавить пару молодых смазливых актеров и в качестве декораций выбрать какую-нибудь мировую столицу. Показать радость и горечь старости дано не каждому, а сделать фильм, где престарелые люди умирают и переживают свой закат, так, чтобы получилась милая и трогательная комедийная мелодрама — это миссия и вовсе из разряда невыполнимых. Тем не менее, Джону Мэддену удалось снять ленту, в которой молодым не место, но снять так, что именно молодые принесли ему в кинотеатры больше 100 миллионов долларов.
Семь британских пенсионеров соглашаются обменять унылое будущее на поселение в отеле «Мэриголд» в Индии. Каждого из них привела туда своя история: одной паре не понравилась квартира, предложенная им по выходу на покой с государственной работы, другой пообещали хорошее восстановление после сложной операции. Все они — беглецы из мира, где старикам нет места, но попав в Индию, они понимают, что и тут никому до них дела нет. Отель оказался в гораздо худшем состоянии, чем гласили рекламные буклеты, а жизнь в густонаселенном государстве, где до сих пор царят древние устои и порядки, совсем не похожа на благополучную. Тем не менее, именно здесь каждый из них находит свой покой, свое место в новой для себя жизни.
Не важно, почему каждый из героев оказался в этом гниющем отеле под управлением паренька, живущего в тени своей состоятельной семьи, но сознательно от нее отстраняющегося. Главная линия фильма ведет зрителя к тому, что все они, и старики, и парень этот, и даже его девушка — все они встретились не случайно. Каждый из них искал что-то свое, но только вместе они смогли прийти к своей цели. Каждый получил то, что он хотел, то, чего ему не хватало, то, чего он не замечал за повседневной суетой. Кто-то хотел построить карьеру, кто-то — найти любовь детства, кто-то — получить возможность жить шикарно, а кому-то просто хотелось секса. Проблемы стариков молодым редко понятны, как и мотивы их поступков, но лишь вырвавшись из традиционной жизни, они смогли найти в себе то, что скрывалось за ежедневной суетой.
Очень сложно сравнивать этот фильм с другими, которые могут послужить ориентиром для принятия решения. В «Мэриголде» есть что-то от «Реальной любви» и подобных альманахов — главных героев много, у каждого своя линия, но все они переплетаются в едином узле. Есть что-то и от «Лучше не бывает» и «Пока не сыграл в ящик» — главные герои, несмотря на преклонный возраст, живут даже более полной жизнью, чем некоторые молодые, и если о проблемах пенсионеров никто не говорит, это не означает, что их нет. Есть даже чуть-чуть из американизированных фильмов об Индии, того же «Миллионера из трущоб» или «Меня зовут Кхан», в которых показывается странное переплетение индийской и мировых культур, их влияние друг на друга.
Один мой знакомый, поклонник фильмов Вуди Аллена заявил, что ничего скучнее этого фильма не видел. Если честно, мне это странно слышать, ведь Вуди как раз снимает схожие картины — его герои зачастую существуют вне возрастных рамок, а действие разворачивается на фоне каких-нибудь древних, завораживающих своим очарованием очагов культуры — будь то Рим или Париж. Так и в «Лучшем из экзотических» — история, на самом деле, существует вне времени, и от того ее еще интереснее наблюдать за персонажами и их попытками достичь своей мечты. Пусть они и не сразу понимают, что же такое — их мечта.
Актерский состав — сплошь английский, и от того, возможно, не слишком известный массовому зрителю. Меня приятно удивила Джуди Денч, не нравившаяся мне до этого фильма. Ее можно назвать главной из главных героев — практически все линии разворачиваются вокруг нее, но в то же время она не выскакивает на первый план, оставаясь немного в тени. Ну и, конечно, мой кумир — Билл Найи, неутомимый старичок из «Реальной любви» и «Рок-волны». Фильмы с его участием я готов пересматривать вновь и вновь, очень жаль, что их не так уж и много, а в тех, которые выходят, ему достаются больше эпизодические роли. Все актеры, сыгравшие старичков-путешественников, по-своему милы и прекрасны, но Джуди Денчи и Билл Найи, на мой взгляд, лучше всех.
Вердикт: бесконечно добрый и милый фильм о жизни чопорных британских пенсионеров в бурлящей молодостью Индии.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.