Великая мистификация: «Операция «Арго»

Фильм Операция Арго (Argo)Бен Аффлек, крадучись, подбирается к пьедесталу «Оскара». В прошлом году его фильм «Город» уже был оценен, пусть и не главной наградой, но номинациями на эту престижную премию. Этой осенью Бен представил общественности фильм об одной из самых засекреченных операций ЦРУ по эвакуации дипломатов из охваченного протестным движением Ирана в 80-м году. Фильмы о шпионах и тайных операциях вообще котируются киноакадемиками, вот и в прошлом году был номинирован «Шпион, выйди вон». В этом же на премию претендуют сразу несколько фильмов о доблестной военной машине США, но мне кажется, что если кому и дадут статуэтку, то точно не фильму об уничтожении Бен Ландена. Тем более что «Операция «Арго» — редкий случай, когда о тайной операции сняли хороший, интересный и динамичный фильм.

Рубеж 79 и 80-го годов. В Иране к власти приходят радикалы, требующие у США выдать свергнутого тирана, который улетел в Америку на самолете, столь нагруженном золотом, что тот едва оторвался от земли. На пике манифестаций иранцы захватывают американское посольство и берут всех его сотрудников в заложники, лишь шестерым удается ускользнуть через задний ход и укрыться в посольстве Канады. ЦРУ вызывает своего лучшего специалиста по эвакуации, и тот предлагает дерзкий план: он проникает в Иран под видом продюсера из Голливуда, раздает укрывающимся дипломатам канадские паспорта и, притворившись съемочной группой, они покидают Иран. План настолько сумасшедший и нелепый, что он не мог не сработать. Для прикрытия ЦРУ при помощи голливудских продюсеров создает не только киностудию, но и сам фильм, пусть так и оставшийся на стадии пред-продакшена.

С очень большой натяжкой можно сказать, что этот фильм очень похож на «Плутовство» с Робертом де Ниро и Дастином Хоффманом. Их объединяет роль Голливуда в решении вопросов государственной важности. В обеих картинах голливудские продюсеры создавали «обманку», с помощью которых удавалось провести весь мир. Разница лишь в том, что «Операция «Арго» — это реально имевшая место история. Конечно, ради того, чтобы фильм был не документальным, а художественным, и, более того, интересным, многие детали были изменены. Но если это кому-то интересно, то он может самостоятельно почитать об этом в интернете, поискав информацию о «Канадской хитрости». Официально роль ЦРУ отрицалась, и лишь недавно материалы о той операции были рассекречены.

Бену Аффлеку удалось найти тонкую грань между документальной точностью и художественным вымыслом. Особенно хорошо это видно в титрах, где кадры из фильма соседствуют с документальными кадрами тех событий. И сожжение американского флага, и женщины в парандже с пулеметом наперевес, и даже сами герои очень похожи на тех самых дипломатов, чудом избежавших карающего меча разгневанных исламистов. Но самое главное, на мой взгляд, это атмосфера, которую удалось создать в фильме. Редко такое бывает, что смотришь кино, знаешь, чем все закончится, но все равно жутко переживаешь – успеют или не успеют, раскроют их или нет.

Забавно, но это редкий случай, когда хвалить актеров не за что – они сыграли реальных персонажей, сделали это великолепно, во всяком случае, во время просмотра не возникает сомнений, что простые, перепуганные сотрудники посольства должны вести себя именно так, а не иначе. Бен Аффлек традиционно сыграл в собственном фильме главную роль, но если в том же «Городе» она действительно была центральной, то в «Арго» он один из ведущих персонажей, но не единственный. Аффлек прибавляет с каждым фильмом и как актер, и как режиссер. Страшно подумать, насколько хорошим будет его следующее творение. Важнее другое – на смену впадающим в маразм в прямом и переносном смысле старикам Голливуда приходят молодые и дерзкие, не оглядывающиеся на конъектуру кинорынка, самостоятельно устанавливающие правила современного кинематографа. Чем быстрее уйдут на пенсию такие динозавры, как Стивен Спилберг и Джордж Лукас, тем быстрее получат большее внимание молодые Бены Аффлеки.

Вердикт: Джорджу Клуни, продюсировавшему «Операцию Арго» вместе с Беном Аффлеком, выдалась самая неиллюзорная возможность получить статуэтку за «Лучший фильм». Лента понравится почти всем. Единственное ограничение – неприятие шпионских историй как жанра, если вам такие не нравятся – «Арго» вряд ли станет исключением.

Понравилась рецензия? Подпишись на новые.



 

Tags: , ,