Когда ты маленький, твоя вселенная не выходит за рамки родного города, семьи и дома. Отнять все это у ребенка – значит лишить его целого мира, который устроен по своим законам и не предназначен для вторжений извне. Когда ты маленький, ты искренне веришь, что твои чувства и действия могут влиять на течение жизни. Ты можешь невзначай все сломать и перевернуть вверх дном, и это одновременно страшно и интересно. Молодой режиссер Бен Зайтлин в своем дебютном полнометражном фильме показал борьбу маленькой девочки за цельность своей волшебной вселенной, которая окружающим может показаться сущим адом.
Шестилетняя Хашпапи живет со своим отцом в общине на островах, которые по всем прогнозам вскоре будут затоплены. От «большой земли» — Луизианы — анархичное поселение отделено дамбой, а соседствуют с девочкой старые забулдыги, странноватые личности и просто те, кто не хочет покидать насиженного места, даже под угрозой смерти. Но страшные прогнозы сбываются – на острова обрушивается ураган, погребая домишки с жителями, деревья и животных под водой, немногих выживших насильно эвакуируют в приют для обездоленных, а отец Хашпапи оказывается неизлечимо болен. Но даже самые ужасные события не способны сломить маленького воина, которого воспитал чудаковатый папаша: девочка будет продолжать борьбу за свою родину, свой дом и право жить так, как положено свободному человеку.
Когда главным героем повествования выступает ребенок, все окружающее автоматически становится больше, значительнее и волшебнее, чем то, что видит замыленным взглядом взрослый. Для Хашпапи и без того серьезного масштаба трагедия видится крахом всего мира и возвращением к первобытности. Папа рассказывал ей, что раньше, когда люди не могли защитить себя, огромные хищные быки нападали и съедали их целиком. Поэтому стихия и сопутствующий ей страх настигают девочку в виде тех самых свинобыков, которые целым стадом движутся к ее дому. «Мамочка, я что-то испортила», — шепчет она куда-то за горизонт и искренне верит, что это ее эмоциональная ссора с отцом могла повлиять на стабильность процессов, происходящих в окружающем мире.
Юная Кувенжане Уоллис, которая сыграла Хашпапи, произвела настоящий фурор. Она стала самой молодой актрисой, номинированной на «Оскар», девочке всего девять. И понятно, что статуэтка ей не светит, но прецедент малышка создала, и совершенно заслужено. Раньше для меня эталоном отважной маленькой девочки, выросшей на лоне природы и вынужденной бороться за привычную жизнь, была Эбигейл Бреслин в «Острове Ним», но Кувенжане бесспорно обыграла соперницу, не оставляя той шансов.
Режиссер Бен Зайтлин в одном из интервью сказал, что работать с Кувенжане было вовсе не сложно, что она, совсем как взрослая, выслушивала задачи, стоящие перед ней, и выполняла их в точности. К слову, самому Бену всего тридцать, и его независимый фильм – яркий пример ненадуманной мифологической сказки, которая разворачивается в реалистичных малоприятных декорациях. Располагая смешным по меркам большого кино бюджетом, он смог воплотить такое яркое и запоминающееся свободное «мусорное царство», что не повторишь ни за какие деньги. Хотя, признаюсь, далеко не все сцены были мне понятны и произвели впечатление. Например, путешествие Хашпапи в поисках мамы как-то уж очень выбивалось из общего ряда и выглядело инородным элементом, втиснутым в стройное повествования.
Почему-то многие сравнивают «Зверей дикого юга» с «Древом жизни», но, на мой взгляд, между этими фильмами слишком мало общего. Мне на ум почему-то приходит скорее лента «Там, где живут чудовища» 2009 года про мальчика, попавшего в мир странных, диковатых, но милых чудищ. Здесь девочку тоже окружают эдакие чудища, даже скорее чудики, которые живут по своим законам и ведут себя скорее как герои мультфильма, чем как взрослые люди. И чтобы навести порядок и установить равновесие, маленькому ребенку приходится возглавить тех, кто больше и сильнее.
Вердикт: независимый фильм о независимых людях. Не стоит силиться искать в нем философию, просто посмотрите. Главная героиня – само очарование.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.