Футбол в России на сегодняшний день является самым популярным среди обывателей видом спорта. Чемпионат России еженедельно собирает на стадионах от 80 тысяч зрителей, не говоря уже об телеаудитории. Так было не всегда, и многие до сих пор вспоминают 90-е, когда поход на стадион людям младше 40 лет был фактически противопоказан. Стадионы тогда были под контролем даже не ультрас, а футбольных хулиганов с явно нацистским уклоном. В 2000-х все изменилось, на стадионы вернулись простые болельщики, а любители подраться за любимую команду с фанатами соперников переместились за стадионы. Так и родился термин – «околофутбол», субкультура, которая непосредственно к футболу имеет крайне опосредованное отношение. Так что тех, кто шел в кинотеатры на фильм о футбольных фанатов ждало разочарование. Хотя сами «фирмы» — объединения воинствующих фанатов футбольных клубов – фильм восприняли позитивно. Неудивительно, ведь они принимали в его создании непосредственное участие.
Сюжет фильма повествует об истории одной из «фирм», дерущихся за «Спартак». Лидерами являются четыре парня с разной судьбой и социальным положением – диджей, слесарь автосервиса, кандидат исторических наук и просто «золотой мальчик». Все они проводят свое свободное время за организацией драк и разборками между группировками. Только вот беда, ОМОН все чаще накрывает все их сходки, что означает только одно – в рядах товарищей появился предатель.
Если бы сценаристы ограничились только этой линией, то получился бы, наверное, неплохой, а главное, интересный фильм. Однако, вместо того, чтобы сосредоточиться на этой линии, авторы фильма добавили массу ответвлений. Я так понял, что это было сделано для того, чтобы показать – это не такие уж дикие люди, все они подвержены человеческим страстям и слабостям. Уделено внимание и национальной идее, и проблемам с наркотиками, и, как же без этого, безответной любви. Как результат, получился фильм о четырех молодых людях, объединенных причастностью к группировке хулиганов, а не история об «околофутболе». Хулиганы выступают декорациями в развитии характеров главных героев. На обманку повелись меньше полумиллиона зрителей – подписчиков канала «Наш Футбол», активных футбольных болельщиков, готовых платить, и то больше. Почему так получилось?
Все довольно просто. Фильм получился интересным лишь сопричастным этой культуре. А таких не так уж и много. Создатели «Околофутбола» оказались в той же ловушке, что и те, кто снимает арт-хаусные шедевры и потом сетует на то, что публика не хочет их понимать, отказывается платить деньги за просмотр непонятного и неинтересного кино. Подчеркну, что этот фильм на порядок лучше других шедевров на тему субкультуры. Например, «Стритрейсеры» без рвотного пакетика смотреть было невозможно, а этот фильм – вполне. Смущает лишь несколько вещей.
Во-первых, фильм так и не дает ответ на вопрос «зачем это все?». Его постоянно задает главная героиня фильма, безответно влюбленная в одного из лидеров «фирмы». Забавно, но никто ей внятно не может дать ответ. Лучше всего на эту тему рассуждает продавец магазина, сетуя, что вот раньше был «околофутбол», густо замешанный на ненависти к врагу, а сегодня мол это все не то. Даже он, в прошлом хулиган, не может толком объяснить цели драк. Единственный разумный аргумент заключается в том, что в жизни все сложно, а в этих драках – просто: вот ты, вот враг. На мой взгляд, это не объяснение смысла, а скорее констатация бессмысленности этого действия.
В фильме практически нет засветившихся ранее актеров, и тем не менее, это не дает никаких плюсов картине. Да, драки фанатов сняты с детальной проработкой, но это следствие консультаций самих «фирм» и того, что в этих драках снимались настоящие фанатские группировки. Все, что происходит между этими сценами – странные фантазии и попытки показать, вот, мол, они нормальные люди, а не лысые упыри-нацисты. Правда, получается скверно – бессмысленность их действий перевешивает аргументы сценаристов. Не этого добивались, наверное, создатели фильма, но именно это ощущение остается после просмотра. Слабоумие и отвага.
Вердикт: скучное кино, даже рядом не стоящее с настоящими шедеврами про «околофутбол», такими как «Хулиганы с Зеленой улицы» или «Фабрика футбола».
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.