Ужас на пределе: «Пункт Назначения 4 в 3D»

Фильм Пункт назначения 4 (The Final Destination)Фильмы ужасов, особенно молодежные, как-то остались в 90-х. Расцветом teen horror обязан в первую очередь 80-м с их сериалами про «Пятницу 13-е» и «Кошмар на улице Вязов». Созданные тогда персонажи – Джейсон Вурхес, Фредди Крюгер, Кэндимен и техасские отморозки с бензопилой до сих пор не превзойдены. Похоже, индустрия кино отчаялась создать фигуру, которая могла бы тягаться с такими «классиками», и в 90-х молодежные триллеры крутились не вокруг некоего антигероя, а вокруг поступков молодежи. Кто-то «знал, что они сделали прошлым летом», мстил за издевательства в школе или просто сходил с ума. И вот, к концу 90-х, новый антигерой был найден. Продюсеры не стали изобретать велосипед. Этим героем стала Смерть.

Все гениальное – просто. Главный страх человека – умереть, главный страх подростка – умереть молодым. Но смерть завораживает, притягивает. Хочется еще и еще смотреть, как расчленяют трупы, как всевозможные маньяки издеваются над жертвами, как дизельный мотор наматывает кишки очередной жертвы. Но эпоха слэшеров прошла, и сегодня зритель уже искушен. Его не очень пугает воскресший в ремейке «Пятницы 13-е» Джейсон, даже не смотря на то, что сценаристы постарались, и дали ему арсенал побольше, чем мачете и чудовищная сила. Его не заманить сиськами, ибо сисек сейчас в интернете можно накачать столько, что хватит на всю оставшуюся жизнь. Его можно заманить лишь изуверскими, изощренными, чудовищно реальными и в то же время оригинальными исходами в мир иной. Первыми это поняли создатели сериала «Пила», в пятой части которой, казалось бы, уже достигнут пик совершенства в создании самых изысканных пыток и самых изощренных убийств. Так считал, во всяком случае, я. Сейчас я признаюсь – я ошибался.

На рубеже столетий кинематограф, истосковавшийся по новым сериалам, получил королевский подарок. На экраны вышел фильм «Пункт назначения», главным сюжетным локомотивом был тезис «от смерти не убежишь». Группа подростков собиралась лететь в Париж, но одному из них привиделось, что самолет, на котором они должны лететь, взорвется. Он и еще несколько персонажей спаслись, но впоследствии стали умирать один за другим, причем именно в том порядке, в каком должны были погибнуть в самолете. Смерть удалось обмануть лишь одной героине. Во второй части сценаристы сосредоточились на зрелищности, оставив фабулу неизменной. В третьей сериал начал приобретать налет философского осмысления – властен ли человек над собственной судьбой. Четвертая часть очень эффектно поставила окончательную точку – нет. Умрут все. Сопротивляться бесполезно.

Сюжет, в принципе, тот же, с незначительными изменениями. Вместо самолета, автострады и американских горок – гоночный трек. Все те же случайно встретившиеся люди. Тот же мальчик, который «видит, как все будет». Изменилась лишь начинка конфеты – более страшных и нелепых смертей я уже давно не припомню, равно как настолько откровенных съемок и спецэффектов. Просмотр фильма надо обязательно осуществлять в кинотеатре с поляризационными 3D очками (это которые не двухцветные, а нормальные). Ибо одной из самых успешных находок сценариста и режиссера стал отказ от слащавой политкорректности. На зрителя в буквальном смысле летят кишки, кости, зубы тех, кто решил поспорить со смертью. На моей памяти это второй фильм ужасов, который использовал 3D именно как элемент искусства для придания настоящего реализма. Перед этим был весьма блеклый фильм «Шрам 3D», с ужасным сценарием, но отличными актерами и спецэффектами. С «Пунктом назначения 4» он, конечно, несравним, хотя бы потому, что в нем использовался старый 3D с цветными очками, из-за чего фильм оказался весьма блеклым, некрасочным.

Актерский состав в «Пункте назначения» менялся всегда и неизменно роли исполняли малоизвестные актеры. Бывали вкрапления «полузвезд», но это лишь для того, чтобы подчеркнуть статус хорошего кино, а не выпускной работы студента киноколледжа. Момент с неизвестными актерами принципиален. Если вы хотите реализма – нужны неизвестные лица, профессиональные актеры, конечно, умирают красиво, но очень уж нереально.

Напоследок – о самих смертях. Они шедевральны. Они продуманы от и до. От момента, когда героя присасывает к дну бассейна дренажным насосом, до момента, когда его печень и кишки вылетают из насосного резервуара и с характерным шлепком падают к ногам ошалелых свидетелей. От момента, когда солнечный луч сквозь призму оставленных на столе строителя очков падает на гору стружек, поджигая ее, до взрыва кинотеатра в тот самый миг, когда взрыв происходит и в кино, транслирующемся в данный момент.

Вердикт: для поклонников слэшеров 80-х, тин хоррора 90-х и реалистичных соцмуви 2000-х – смотреть в обязательном порядке и только в кинотеатре с 3D. Тем, кто не смог досмотреть «Пилу» — смотреть противопоказано, «Пила» по сравнению с «Пунктом назначения 4» не многим страшнее «Приключений Буратино». И боже упаси вас сводить на этот фильм подругу, лучше сходите на какую-нибудь мелодраму, а то ваше свидание станет последним.

Купить DVD «Пункт Назначения 4 в 3D» (Ozon.Ru, 382 руб.)
Купить DVD «Пункт Назначения 4 в 3D» (Ozon.Ru, 2 DVD + 3D очки, 451 руб.)
Купить Blu-Ray «Пункт Назначения 4 в 3D» (Ozon.Ru, 1350 руб.)

 

Tags: ,