Пожалуй, этого мультика ждали все. Прецедент внушительный — продюсировал его Тимур Бекмамбетов, закрепляющийся в Голливуде, переводил Дмитрий Глуховский, писатель, специалист по постапокалипстическому придуманному миру, а озвучивали звезды первой величины. Все это было укреплено именем Тима Бартона, и подано в виде умопомрачительных трейлеров. Одно только «но» — продюсеры совсем забыли, что сказки Тима Бартона не стоит показывать детям без предварительного просмотра. Вроде, кровавейшая сказка про парикмахера Суини Тодда должна была научить мамаш не тащить малолетних детей в кино без вникания в суть фильма, так нет, в зале присутствовали дети весьма нежного возраста, не удивлюсь, если их придется еще долго откачивать от впечатлений. Матрасы в их кроватках точно придется заменить.
9 — не просто сказка. В сценарий многое не вошло, и если зритель перед просмотром не ознакомился с «Дневником профессора«, мастерски написанным Дмитрием Глуховским, понять, что же происходит на экране, ему будет крайне сложно. Более того, фантазии Тима Бартона далеки от каких-либо стандартов и стереотипов, и если посмотреть на кадры или просто отдельные сцены, то почерк Бартона угадает любой зритель, знакомый хотя бы с несколькими его работами. В итоге, неподготовленный зритель первую половину фильма пытается судорожно понять, что же происходит, что это за фигурки-куклы и что от них нужно каким-то жутким механизмам и машинам. Объяснения, конечно, будут. Но в самом конце, когда отчаяние отдельных зрителей уже достигнет предела.
Бекмамбетову доверили одну из важнейших проблем — удержание внимания зрителей. Как я уже говорил, неподготовленному зрителю сложно воспринять канву сюжета и он начинает скучать. Как только скука достигает апогея, зрителю выдается порция Бекмамбетовского экшена, сдобренного фирменным ужасом Бартона. Смесь получается термоядерная, и, наверное, сцены погонь и схваток и станут причиной энуреза, который обязательно появится у маленьких детей, которых родители притащили на «сказку». Но контраст между экшеном и остальными сценами настолько велик, что нарушает гармонию мульфильма в целом.
Сюжет весьма прост. Дело разворачивается в альтернативном историческом мире, своеобразная перверсия Оруэлловского 1984 года. Ученый создает машину с искусственным интеллектом. Сначала она помогает вождю поработить весь мир, а после, видимо, впечатлившись просмотром «Терминатора», уничтожает человечество. Важно понимать, что искусственный интеллект машины в качестве топлива использует исключительно человеческие души. Процесс происходит посредством артефакта. Последний оставшийся живой человек на земле — тот самый ученый — останавливает машину и с помощью артефакта оживляет девять кукол — душа то одна, поэтому на оживления чего-то большого ее не хватит. Девять кукол — девять историй, девять персонажей, каждому из которых нужно или искупить грех, или довести дело до конца. Только собравшись вместе у них получается дать земле новую жизнь, предыдущую полностью уничтожила машина.
Как видите, даже фабульно описать сюжет так, чтобы он стал понятен, крайне сложно. Философия, заложенная в мультфильме, весьма глубока. За видимым хэппи-эндом кроется диаметрально противоположная реальность — все умерли еще до начала мультфильма. Цикличность существования, жизни, хода вещей, неотвратимость судьбы — слишком сложные вещи для вплетения их непосредственно в канву сюжета, поэтому и существует «дневник ученого», раскиданные по ходу сюжета подсказки и намеки. К примеру, все персонажи ничего не помнят, но «руки сами делают» — явная отсылка к неизбежности выполнения своей миссии каждым из персонажей.
В рецензии «Русского Newsweek» очень метко сравнили 9 с квестом. Порой, мультфильм действительно напоминает квест, но в самом худшем сценарном исполнении. Вы и сами помните подобные квесты — пойди туда, не знаю куда, собери прутик, стеклышко и открывашку, и соедини их, чтобы получился вертолет. Сцена с созданием посоха главным героем лучше всего служит примером, что это действительно квест. Но эпоха квестов осталась в 90-х, и даже Бекмамбетовских встрясок недостаточно, чтобы неискушенный зритель не заскучал. Оправдывает 9 только одно — фильмы Бартона не смотря на свою оригинальность и частый провал в прокате можно пересматривать бесконечное количество раз, каждый из которых открывает зрителю новые детали и подробности.
Вердикт: перед просмотром обязательно почитайте предисторию и ни в коем случае не берите с собой детей во избежание последующих проблем со сном. Это вам не WALL-E
Купить DVD «9» (Ozon.Ru, 182 руб.)
Купить DVD «9» (Ozon.Ru, включает перевод Дмитрия «Гоблин» Пучкова, 448 руб.)
Купить Blu-Ray «9» (Ozon.Ru, 949 руб.)