Унылое очарование бездны чужой меланхолии: «Психоаналитик»

Фильм Психоаналитик (Shrink)«Красота по-американски» и «Мир призраков» — первые фильмы, которые приходят на ум во время поиска примеров для сравнения унылого повествования о буднях голливудского психоаналитика. С первым примером связывает Кевин Спейси, устало потягивающий сигарету с марихуаной, со вторым – молодая девушка в очках, ищущая свое место в мире, где все не так, как хочется. Забавные переплетения сюжетных линий, спокойные диалоги, кислые мины на фоне большого города. И обволакивающая тоска.

В фильме есть главный герой – психоаналитик (Кевин Спейси), продолжающий после самоубийства жены практику, но не сумевший справиться с собственным горем. Его пациенты – школьница, сценарист, продюсер и актер. У каждого – своя жизнь, но всех их связывает то, что они не могут найти свое место. На протяжении полутора часов зритель будет наблюдать вялые движения героев, которые могли бы быть названы «душевными метаниями», если бы их скорость превысила черепашью. В конце, понятно, открытый финал, но с налетом хеппи-энда.

Сравнивать с фильмами, которые я упомянул во вступлении, не хочется. Во-первых, каждый из них на порядок глубже «Психоаналитика», во-вторых, хочется сравнить кино с относительно недавно вышедшей сагой «Однажды в Голливуде». Это будет более честное сравнение, хотя бы потому, что бэкграунд, на фоне которого разворачиваются действия, один и тот же. Оба фильма привлекают тем, что как бы приоткрывают завесу, скрывающую небожителей киноиндустрии от обывателей, а так же оскароносными исполнителями главной роли. Спейси и Де Ниро, конечно, отработали свои гонорары, но, как нынче принято говорить, «вытянули фильм на своих плечах». Я не представляю этого фильма без Спейси. Точнее, представляю, только в этом случае не смог бы выдержать и 20 минут.

Еще одну ложку дегтя добавляет сценарий, изобилующий банальными штампами и скучными линиями персонажей. Если бы психоаналитик в конце покончил с собой – это было бы оригинально, но все опять свернулось на дорожку, по которой недавно уже пробежала Пиппа Ли – в жизни героев наступает момент, когда они отпускают прошлое (психоаналитик успешно помогает пациенту, сценарист наконец-то пристраивает свой труд, девушка прочитывает-таки прощальное письмо, актер соглашается поехать в клинику и т.д.), и идут в будущее ровным шагом на фоне мягкого лаунжа. Саундтрек к фильму все-таки очень хорош.

Но не стоит обращать на мои словесные экзерсисы особого внимания. Главное в этом фильме – атмосфера. И мне она не очень понравилась. Это совсем не означает, что фильм – плохой, просто кому-то нравится Москва, а кому-то Санкт-Петербург. «Психоаналитик» не претендует на массовость, он не срывает покровов, не открывает новых истин. Это просто хорошее атмосферное кино. И если вам не понравились первые полчаса – не насилуйте себя и выключайте фильм. Если же наоборот – приятного просмотра.

Вердикт: фильм понравится поклонникам «глубоких» атмосферных фильмов, ориентиром могут выступить «Красота по-американски», «Однажды в Голливуде» и «Мир призраков».

Купить DVD «Психоаналитик» (Ozon.Ru, 99 руб.)
Купить DVD «Психоаналитик» (Ozon.Ru, 99 руб.)
Купить DVD «Психоаналитик» (Ozon.Ru, 374 руб.)



 

Tags: