Изящная архитектура подсознания: «Начало»

Фильм Начало (Inception)Леонардо ДиКаприо становится своеобразным знаком качества для фильмов, в которых снимается. Тонкая психологическая «Дорога перемен», детективный и действительно ужасающий «Остров проклятых», теперь «Начало», получившее 9,3 от пользователей IMDB и, надо признать, совершенно заслуженно. «ДиКаприо стал сниматься исключительно в хорошем кино», — отметила я в разговоре с коллегой и получила справедливый ответ: «Он никогда не снимался в плохом кино, просто сильно прибавил сам по себе». Лео перестал быть смазливым мальчиком и стал очень глубоким актером, который соглашается на такие сложные в психологическом плане роли, что после съемок ему приходится какое-то время не браться за новую работу и приходить в себя. ДиКаприо был первым, кто дал согласие на съемки в «Начале», и только увидев его в трейлере, я поняла, что это будет отличный фильм, но лента превзошла мои ожидания.

Дом Кобб – специалист по проникновению в подсознание. Он способен прокрасться в ваши сны и выудить из недр мыслей и воспоминаний информацию, которой вы ни с кем не хотите делиться. Дому поступает сложный заказ: на сей раз необходимо не извлечь мысль из головы человека, а внедрить ее туда. Глава крупной компании хочет устранить конкурента и поручает Дому поместить в его мозг мысль о развале собственной империи. Кобб набирает команду профессионалов – архитектора (человека, который выстроит сон, в котором специалисты по внедрению встретятся со своей жертвой), мастера по перевоплощению (который сможет во сне принять любой облик), анестезиолога (который обеспечит всем участникам процесса необходимую продолжительность сна) и своего верного помощника Артура. Все они в компании с заказчиком отправляются в подсознание Роберта – того самого наследника крупной империи.

С самого начала фильм поражает игрой с архитектурными формами. В подсознании герои запросто складывают мир пополам и наблюдают за проезжей частью над своими головами или создают посреди города бесконечный зеркальный коридор, разлетающийся вдребезги одним усилием мысли. Для полного проникновения в подсознание Роберта они организуют трехуровневый сон, то есть, оказавшись во сне, снова засыпают и переходят на более глубокий уровень подсознания. Для пробуждения необходимо одновременно на всех уровнях сна организовать встряску. В итоге создается ощущение, что мы наблюдаем многоэтажное здание, и на каждом из этажей происходит действие с одними и теми же героями. Герои в одно и то же время мчатся в фургоне, бегают по номерам гостиницы, пробираются в охраняемый бункер – и на всех уровнях им противостоят «внутренние защитники» подсознания Роберта. Если по этому сценарию когда-нибудь создадут квест, я буду первой в очереди за ним, ибо такого еще не было.

Режиссер Кристофер Нолан любит детали, любит приоткрывать завесу и показывать зрителю истинное мастерство тех, о ком мы знаем так мало. Достаточно вспомнить его «Престиж» — виртуозные иллюзионисты и секреты их фокусов. Возможно, все это выдумки, но как же красиво! С «Началом» получилась та же история – даже если отвлечься от сюжета, не наслаждаться красотой происходящего просто невозможно. Но отвлечься от сюжета вам не удастся, потому что он при всей своей сложности преподносится доступно и понятно. Все эти многоуровневые сны, проекции подсознания, выбросы и защитные механизмы – Нолан разжует все эти сложности так тщательно, что проглотить сможет даже ребенок. Фильм идет два с половиной часа – зритель мог бы и устать за такое время, но в данном случае я бы не рискнула пожертвовать ни минутой из экранного времени, чтобы не лишить зрителя ни единой детали.

Видно, что Нолан работал над сценарием много лет, так до мелочей отточены все линии. Еще раз вернусь к своим архитектурным аналогиям: мы видим многоуровневое здание, безупречное от того, что каждая его деталь была продумана и склеена из картона на макете прежде, чем воплотиться в стекле и металле. Есть и основная мысль: что реально на самом деле, кто знает? Наше подсознание настолько сложная и неисследованная субстанция, что легко можно спутать правду с придуманным тобою же вымыслом. Присутствует и драматическая составляющая – отношения Коба с женой, давно умершей, но не оставляющей его во сне.

Отрадно, что помимо окончательно возмужавшего ДиКаприо в «Начале» мы видим серьезную работу Джозефа Гордона-Левитта, который, несмотря на внушительный актерский опыт, только-только перестает восприниматься как мальчишка с наивными глазами. Засветилась и набирающая обороты молодая звезда Эллен Пейдж – я боялась, что после «Джуно» и «Катись» она так и застрянет на эксплуатации своей подростковой внешности, но она приятно удивила ролью «архитектора сна». «Начало» стало серьезной ступенью для режиссера и актеров. Если быть честной, я бы поболела за него на очередном вручении Оскаров, и уж точно буду переживать за ДиКаприо, он свою статуэтку в этом году заслужил однозначно.

Вердикт: потрясающе содержательный и красивый фильм. Смотреть обязательно.

Купить DVD «Начало» (Ozon.Ru, 99 руб.)
Купить DVD «Начало» (Ozon.Ru, 382 руб.)
Купить DVD «Начало» (Ozon.Ru, издание на 2 дисках, 909 руб.)



 

Tags: ,

 

8 комментариев

 

 

Add a comment

required

required

optional