Этот фильм привлек мое внимание еще задолго до того утра, когда проходил пресс-показ. Из-за рубежа пришла новость о необычной голливудской премьере. Критикам было предложено посмотреть фильм «Погребенный заживо» не где-нибудь, а в гробах. Метод, конечно, весьма оригинальный, но сейчас, после просмотра полуторачасовой картины с единственным актером и местом действия, я понимаю, что если бы я его смотрел в совершенном одиночестве и в замкнутом пространстве, то вряд ли смог бы справиться с приступами панического страха.
Главный герой очнулся в гробу. Руки связаны, на рот надета повязка. Рядом есть зажигалка. Освободив руки, герой находит мобильный телефон, который еще и принимает сигнал. Это первая информация, которая доступна зрителю. В течение фильма становится понятно, что все происходит в Ираке, что герой – работник частной фирмы, водитель, что он попал в плен, и террористы опробовали новый метод работы с заложниками – хоронить их, но не слишком глубоко, оставляя средство связи, и ждать выкуп.
Велик соблазн рассказать, что происходит с героем, как развивается сюжет и чем все заканчивается. Если я сделаю это, то фильм потеряет одну из своих главных интриг и станет просто образцом современного кинематографа, в котором с любовью относятся к Хичкоку, в котором не боятся экспериментировать с классическими приемами, и в котором присутствует один актер и одна декорация – гроб. Звучит, конечно, не слишком захватывающе, но все же я отметил после просмотра, что ни разу не посмотрел на часы, а это для меня достаточно хороший показатель качества фильма.
Помимо художественной ценности фильм содержит еще один заряд – социальный. Война в Ираке сегодня для американцев стала такой же темой, какой двадцать лет назад для них была Корея и Вьетнам. Ирак дает довольно большую свободу для творчества, благо наследили там янки основательно. Отмечу оригинальный ход с террористами и их новым способом требовать выкуп, про такое я не слышал, но вряд ли это является вымыслом сценаристов. Все, что происходит с героем уже после того, как ему удается дозвониться до США: госдепартамента, своей фирмы и ФБР – это уже тема достаточно избитая, но в «Погребенном заживо» двуличность и лицемерие со стороны официальных властей доведены до абсолюта.
Многие западные рецензии в той или иной вариации назвали фильм «Погребенный заживо» бенефисом Райана Рейнольдса, и я склонен с ними согласиться. Райан, начавший карьеру в большом кино с молодежных комедий, сегодня является одним из самых перспективных актеров Голливуда. Первая его роль на грани комедии и драмы, которую я мог бы назвать начальной точкой перехода его в серьезное кино, является фильм «Учитель года». Из последних больших ролей – «Предложение». Фильмом «Погребенный заживо» Райан подтвердил универсальность своего актерского таланта – далеко не каждому удастся изобразить всю гамму эмоций, все оттенки настроения и переживаний, будучи загнанным в жесткие художественные рамки и имея в арсенале лишь голос и мимику. Правда, голос в нашем случае был дублирован, но сдается мне, что оригинал даже превосходит дубляж.
Я не знаю, стоит ли смотреть этот фильм в кинотеатре. Мне повезло – на пресс-показе в зале стояла напряженная тишина, что является редкостью, что уж говорить о простых кинозалах на рабочих окраинах, где поклонники «Яиц судьбы» ходят в кино с целью похрустеть попкорном и выпить пару банок пива. Если не уверены, что в кино будет тихо и спокойно, лучше посмотреть позже на DVD.
Вердикт: настоящая современная классика кинематографа. Перед походом в кино надо четко понимать, что все действие (действительно все, с первой до последней минуты) будет проходить в гробу, и кроме Райана Рейнольдса никого на экране вы не увидите. Если вас это не пугает – рекомендую приобщиться к прекрасному.
Купить DVD «Погребенный заживо» (Ozon.Ru, 99 руб.)
Купить DVD «Погребенный заживо» (Ozon.Ru, 366 руб.)