Конец декабря ознаменуется выходом в прокат блокбастера «Трон. Наследие». Мало кто знает, что этот фильм является продолжением одного из самых масштабных и одновременно самых неудачных проектов Disney Pictures на широком экране. При бюджете в 17 миллионов долларов (что в перерасчете на сегодняшние реалии составляет примерно 300 миллионов долларов) фильм не смог отбить расходы на производство, а режиссер Стивен Лизбергер вместо триумфа получил загубленную карьеру. Действительно, фильм опередил свое время, хотя сегодня уже смотрится очень устаревшим.
Кевин Флинн – программист, создатель компьютерных игр, потерял самые лучшие игры из-за того, что Эд Диллингер, его коллега, присвоил их себе. Более того, Эд продвинул в корпоративной сети новую программу «Мастер Контроль», которая подчинила все остальные программы. Влияние программы Эда растет, и вот она уже нацелилась атаковать Пентагон. Молодой программист Алан Бредли создает программу «Трон», которая, подобно вирусу, может восстановить в равных правах все программы, и с помощью общей с Кевином подруги Лори пытается взломать систему, но неожиданно оказывает «внутри» системы и понимает, что сражаться ему придется не с помощью вбивания команд, а лично, рискуя собственной жизнью.
Фильм, как я уже сказал, смотрится с трудом. Конечно, сегодня подобный уровень компьютерной графики вызывает лишь усмешку. Но как только вспоминаешь, что в то время на улице стоял 1982 год, все сразу меняется. Большая часть экранного времени – компьютерная графика, прорисованная в большинстве своем практически в ручном режиме, на которую наложено видеоизображение реальных актеров. Напомню, до «Аватара» оставалось 27 лет.
Помимо компьютерной графики у фильма есть еще одно уникальное преимущество –роль Кевина Флинна исполнил Джефф Бриджес, еще очень очень молодой. Если вы являетесь поклонником «Большого Лебовски», то вам наверняка будет интересно посмотреть на Джеффа в очень непривычном для него амплуа. Остальные актеры, если честно, не произвели особого впечатления, тем более сложно раскрыть свой талант, если на экране используется только ваше лицо. В новом фильме «Трон. Наследие» все актеры вернутся еще раз, хоть история будет уже о сыне Кевина (в этом кроется некоторая нестыковка в связи фильмов, будет интересно, как сценаристы ее решат).
Интересен тот факт, что производство фильма саботировалось внутри Disney, и не без причины – большинство аниматоров отказались участвовать в проекте, так как опасались за собственную работу. Понадобился не один десяток лет, чтобы их опасения стали свершившимся фактом, но в далеком 1982 страхи близящегося конца мира, страх перед стремительно развивающимися технологиями был очень велик. Спустя несколько лет Камерон выпустит на экраны воплощение этих страхов – фильм «Терминатор», в котором даст человечеству еще 10 лет до того, как суперкомпьютер Скайнет уничтожит мир. Сегодня все это выглядит смешно и наивно.
Я не могу порекомендовать этот фильм кому-либо. Детям будет откровенно скучно – слишком много непонятного, а компьютерная графика попросту убога даже в сравнении с мобильными играми. Старшему поколению тоже вряд ли будет понятна интрига, замешанная на уровнях доступа и компьютерных играх, в которые они никогда не играли. Единственная аудитория этого фильма – те, кто застал первые компьютеры в СССР, кто программировал хотя бы на BASIC, и кто хочет понять предысторию фильма «Трон. Наследие».
Вердикт: сложный для восприятия детский фильм о программах с допотопной компьютерной графикой.