Каждый год среди номинантов на Оскар попадается хотя бы один остросоциальный фильм, который зачастую при малой художественной ценности пронизан какой-нибудь народной трагедией: насилие, нищета, сиротство. Все мы понимаем, почему интересный, захватывающий, красивый фильм «Начало» Оскар, вероятнее всего, не получит. Потому что на нем стоит богомерзкое для киноакадемиков клеймо «коммерческое кино». То ли дело длинный, унылый, артхаусный фильм без начала, конца и фактически без бюджета про трех сироток, сумасшедшую маму и пропавшего отца-наркомана. И я совершенно не о том, что фильм категорически плох, просто его нахождение в списке лучших фильмов года слишком натянуто и неоправданно. И едва ли хоть кто-то досмотрел ленту до конца, если бы не эта номинация. Единственное, с чем поспорить сложно – это достойная игра Дженнифер Лоуренс, тоже заслужившей номинацию на лучшую женскую роль. Девушка вытянула на своих плечах два часа болота, и полного отсутствия действия.
Семнадцатилетняя Ри вынуждена заботиться о своих младших брате и сестре, а еще о маме, у которой помутнился рассудок. Отец скрывается от правосудия, денег нет, все соседи – население крошечного городка – варят крэк и настроены не слишком дружелюбно. Тут еще выясняется, что папаша подписал у шерифа расписку: если не явится на суд – государство забирает его дом, а значит – вся семья окажется на улице. У Ри есть только один способ сохранить кров – найти своего отца, хотя все, к кому она обращается с расспросами, утверждают, что тот давно мертв. Молодой девушке предстоит побеседовать с крайне неприятными личностями, которые признают только силу.
Сразу следует сказать, что фраза «девочка отправится на поиски отца», которая встречается во всех рецензиях, сильно преувеличена. Ри едва ли куда-то отправится, скорее будет шариться по мрачным окрестностям своего домишки и приставать с вопросами к отвратительным типам и их не менее отвратительным женам. Фоном послужат нищета, серость, убогость и беспросветная тоска. Поселение в десяток домов, в каждом из которых есть своя подпольная лаборатория. Мужчины там – грязные и грубые, а женщины только и делают, что оберегают своих мужчин от лишних волнений, потому что знают, что если не уберегут – тут же сами получат в торец. Вокруг – лес и безнадега. Примерно об этом и фильм: о том, как выжить в непригодных для выживания условиях. О том, как семнадцатилетней девочке разговаривать на равных со взрослыми мужланами. О том, что даже в болоте самая мелкая рыбешка сможет добыть еду, если у нее есть характер.
Повторюсь, игра Дженнифер Лоуренс – пожалуй, единственное, что можно оценить в «Зимней кости». Несмотря ни на что, она сжилась со своей героиней и выложилась на сто процентов. Ну и, да, она научилась разделывать белок и колоть дрова специально для этих съемок, но меня куда больше поразило, как она брала за руку маленькую сестру, как расчесывала волосы матери – безо всяких вопросов верится, что она – глава семьи. Учитывая, что Дженнифер чуть за двадцать, думаю, она сыграет еще не одну сильную драматическую роль. Об остальных актерах, на мой взгляд, и говорить-то нечего, все они сливаются в общее болото, и вычленить кого-то из этого болота для меня не представляется возможным.
Конечно, людям надо напоминать, что жизнь не везде такая, какой мы привыкли ее видеть. Не везде детей воспитывают папа и мама, не все семнадцатилетние девочки могут интересоваться мальчиками и красивыми шмотками, не из каждой ситуации находится выход. Совершенно нетипичной предстает в подобном кино Америка, мы привыкли видеть ее куда более симпатичной и живой. Но что-то должно заставить зрителя досмотреть ваше напоминание о несовершенстве мира до конца. Досмотреть до конца «Зимнюю кость» практически невозможно без усилия воли: нет действия, нет интересного сюжета, зато есть несколько номинаций на Оскар, а значит, кто-то да посмотрит.
Вердикт: артхаусная драма о нищей американской глубинке. Серость и уныние. Социальщина для Оскара. Я бы не рекомендовала.