Кино про боксеров выходит не очень часто, хотя интересных историй – хоть отбавляй. Во многом этому способствовал Сильвестр Сталлоне, снявший про боксера Рокки целых шесть фильмов, каждый из которых с незначительными вариациями эксплуатировал одну и ту же фабулу: боксер устал, боксер уходит, происходит нечто важное, боксер возвращается на ринг и побеждает. Фильм «Боец» — первая серьезная попытка снять фильм «Рокки» без Сильвестра Сталлоне на основе истории, которая произошла на самом деле. Фильм вышел удачным, и даже номинируется на «Оскар», но нет в нем чего-то такого, что заставляло нас раз за разом смотреть «Рокки», хоть концовка каждого этого фильма была известна заранее.
Микки Уорд – затрапезный боксер, совмещающий спорт с работой в дорожной компании. Его брат в молодости был неплохим боксером и даже победил в спарринге действующего чемпиона, но карьера была разрушена пристрастием к наркотикам. Его мать выступает в роли менеджера и организует бои, главная цель которых – получить деньги для многочисленной семьи. Микки проигрывает матч за матчем, а апофеозом кризиса становится поединок с боксером из более тяжелой категории, после которой Микки решает завязать. Главный герой влюбляется, и его девушка возвращает ему уверенность в себе, но чтобы достичь хоть какого-то результата, Микки необходимо прекратить практически все отношения со своей семьей.
Надо сказать, из реальной истории в этом фильме есть лишь герои – Микки, его брат и семья, да пристрастие брата к наркотикам. Сюжетно в реальной жизни все было немного иначе – не было большой серии проигрышей, был уход Микки Уорда из бокса и впоследствии его триумфальное возвращение. Именно поэтому биографическим этот фильм можно назвать с большой натяжкой. Тем не менее, сценаристы и продюсеры смогли выстроить достаточно стройное и интересное повествование, сосредоточившись на семейных конфликтах и личных переживаниях Микки.
На «Оскар» фильм попал благодаря очень модному современному тренду – «победа через преодоление». Именно по такому принципу снят фильм «Король говорит!», главный претендент на «Оскар» этого года. Если герой Колина Ферта преодолевает заикание, то Микки необходимо изменить всю свою семью, которая привыкла к определенному образу жизни: брат наркоманит, мать считает деньги, сестры нигде не работают. Микки в такой семье источник денег, и ради денег его готовы отправить хоть на бойню. В то же время отказаться от семьи Микки не может, и в результате находится определенный компромисс. Но путь к этому долог и тернист, пройти по нему, дойти до самого конца и не потерять себя – задача не из легких. Если справишься с такой задачей – вырубить чемпиона на ринге уже не составляет труда.
Боксерские поединки, показанные в матче, особого восторга не вызывают. Если в «Рокки» постановка боя сопрягалась с детальным изучением лучших турниров, что в результате давало квинтэссенцию боксерского поединка, где каждое движение – идеально, то в фильме «Боец» они скучны, а последний нокаут и вовсе непонятен, ибо не успел соперник упасть, как Микки начал скакать по рингу и кричать «Ура, я чемпион». У меня сложилось такое впечатление, что создатели фильма сосредоточились именно на линии жизни героя, а бокс стал декорациями. Именно из-за этого фильм получился «без души» — настраиваешься посмотреть историю успеха боксера-неудачника, а бокса-то и нет.
У Марка Уолберга отлично получилось сыграть простого парня, желающего сохранить семью и готового ради этого пожертвовать боксерской карьерой, но по мастерству и драматизму его партнер по съемочной площадке Кристиан Бейл выступил гораздо ярче. Номинация на «Оскар» в категории “Лучший актер второго плана” вполне заслужена – такого душевного и неоднозначного наркомана я не видел уже давно. Говорят, для того, чтобы стать более похожим на своего героя, Кристиан провел долгое время на фруктовой диете и к началу съемок истощал настолько, что продюсеры стали сомневаться в его здоровье. Странно, но герой Бэйла теснит Микки и перетягивает внимание на себя. Примерно то же самое я наблюдал в «Бурлеске», где актерскую бездарность Кристины Агилеры затмевал талант Стэнли Туччи, причем затмевал настолько, что каждое его появление на экране воспринималась как награда за то, что приходилось наблюдать ужимки Агилеры.
Напоследок, еще раз позволю себе сравнения «Бойца» и «Рокки». Каждый из этих фильмов основан на реальной истории, первый – на истории Микки Уорда, ставшего чемпионом мира по счастливому стечению обстоятельств и благодаря усердию и желанию добиться успеха, второй – на истории Чака Вепнера, случайно получившего шанс участвовать в поединке с Мохаммедом Али. Разница этих фильмов в том, что «Боец» — это история, рассказанная с постоянной оглядкой на реального героя, а «Рокки» — сценарий, написанный лишь по мотивам, но прочувствованный и имеющий мощнейший драматический заряд. Микки Уорд не вызывает таких же эмоций, как Рокки Бальбоа, да и на дворе уже не 70-е, бокс давно уже «не торт».
Вердикт: хороший, достойный фильм о боксере, достаточно интересный, но далеко не претендент на «Оскар», несмотря на номинацию.