Давно замечено, что даже по неоднократно обкатанному, железобетонно выигрышному сюжету можно снять нудный и скучный фильм. Причем сделать это можно сотней разных способов, два из которых, как мне кажется, пришлись на «Криминальную фишку от Генри». Во-первых, чрезмерная серьезность по отношению к своим героям, придумывание для них каких-то душевных трагедий и отсутствие доброй иронии. Второе – навязанные параллели с классическим произведением, которое по неким причинам не дает покоя автору сценария или режиссеру. В итоге зритель вместо «криминальной фишки» получает «жестокий романс» с заламыванием рук и мелодраматическим финалом. То, что изначально фильм должен был быть комедией, выдает основная канва сюжета и второстепенные персонажи. Но на каком-то этапе в жизнь этой комедии вмешался Чехов, и погубил ее, сам того не желая.
Жизнь Генри давно идет по накатанной. У него постоянная и очень спокойная работа – собирать деньги за проезд по мосту, у него крепкая семья, пусть и особой страсти между супругами не наблюдается, у него веселые приятели, с которыми он ездит играть в футбол. Но однажды те самые приятели решают ограбить банк и подставляют Генри – тот оказывается в тюрьме за преступление, которого не совершал. После выхода на волю, лишившись всего – и работы, и семьи, зато приобретя нового друга — рецидивиста Макса, он решает ограбить тот самый банк на самом деле. И все бы пошло по плану, если бы Генри не влюбился в актрису-неудачницу Юлию, которая мечтает стать голливудской знаменитостью, но пока с трудом изображает Раневскую на сцене задрипанного театра.
Антон Павлович – потрясающий писатель и драматург. Говорю это совершенно серьезно и без сарказма. Но, по какому-то всемирному заговору, в последнее время, если в фильме ставят Чехова, то пиши пропало. Я еще не до конца отошла от чудовищного отечественного творения «Наш Чехов», как на экране разразился новый фарс. Американские актеры силятся выговорить «Леонид Андреевич» и наряжаются в расписные платки, лапти и накладные бороды лопатой. Истинная трагедия «Вишневого сада» выглядит сущим фарсом. Собственно, таким же фарсом выглядит и трагедия исполнительницы главной роли Юлии, которая изо всех сил старается быть хорошей недооцененной актрисой, впервые в жизни полюбившей, но выглядит нелепой переигрывающей женщиной средних лет. Это для меня вдвойне обидно, ибо Вера Фармига плотно вошла в список моих любимых актрис, но эта роль явно не прибавит ей ни поклонников, ни предложений о работе.
Весь фильм состоит из двух сюжетных линий – история Генри, который переворачивает свою жизнь с ног на голову и идет грабить банк, и история Генри, который играет Лопахина и пытается наладить отношения со своей Раневской. Первая линия забавна, в ней много характерных героев и веселых эпизодов. Чего только стоит старик Макс, для которого тюрьма – дом родной, в исполнении великолепного Джеймса Каана. Вместе с Киану Ривзом они составляют забавный авантюрный дуэт, и за реализацией их, пусть и не слишком оригинального, плана по ограблению, зритель следит с легкой улыбкой и удовольствием. Вторая же линия представляет собой настолько унылое действо, что куски репетиций многострадального «Вишневого сада» так и тянет перемотать. Переигрывают не только актеры, но и режиссер. Попытка увязать историю Лопахина и его отношений с Раневской с историей главных героев настолько беспомощна, что дальше некуда. Боюсь, что режиссер относится к той опасной группе людей, которые когда-то в студенческие годы мечтали поставить Чехова, и вот дорвались.
Вердикт: этот фильм мог бы быть хорошим, но увы. Смотреть его можно, но скучно.