В Москве пройдет ретроспектива фильмов и встреча с режиссером Клер Дени

Пресс-релиз компании «Арт-объединение CoolConnections»

Арт-объединение CoolConnections и кинотеатр «35мм» при поддержке посольства Франции в России представляют ретроспектива фильмов Клер Дени, которая пройдет 7 – 12 июня 2011 года, а так же встречу c режиссером Клер Дени, которая пройдет 7 июня 20:00 в кинотеатре «35мм» (Москва, ул. Покровка, 47/24)

Когда в конце десятилетия кинокритики начали подводить итоги нулевых, в числе самых влиятельных режиссеров мира неожиданно оказалась Клер Дени — она работает в кино с начала 1970-х годов, но только теперь словно бы вышла из тени. Дени начали с энтузиазмом открывать. По фестивалям (где прежде ей почти никогда не доставалось призов) прокатилась волна ретроспектив и мастер-классов.

Закончив киношколу в Париже, она дебютировала как ассистент режиссера на «Сладком фильме» (1974) Душана Макавеева, потом работала с Робертом Энрико, Коста-Гаврасом, с Вимом Вендерсом — на картине «Париж, Техас» (1984). В «Небе над Берлином» (1987) настояла на линии с ангелами и ввела на роль одного из них Питера Фалька. Была директором по кастингу на «Жертвоприношении» Тарковского. Одной из ее последних ассистентских работ стала картина Джармуша «Вниз по закону» (1986). Приняв участие в создании почти двадцати чужих фильмов, Дени только в 39 лет решилась на режиссерский дебют – снятый в Камеруне «Шоколад» (1988), смутное воспоминание о собственном детстве в Африке на закате эпохи колониализма.

Четырнадцать первых лет, проведенных на другом континенте, в статусе чужака, возвращение в Париж (и снова в качестве пришельца из другого мира), многолетняя работа над чужими фильмами – ситуация вторжения, пребывания вовне, чужого среди своих стала одним из основных мотивов Дени. «Незваный гость» (2004), тот, кто проникает без приглашения – так называется один из ее главных фильмов нулевых. Человек у Дени становится и частью природы, и ее антагонистом. Он внутри и снаружи, он является свидетелем природы, и природа проявляется в его физиологии, в эротическом напряжении, в движениях и жестах (танцовщица Матильда Монье, о которой Дени сняла документальный фильм, назвала ее «неосознанным хореографом»).

Среди работ Дени можно обнаружить и традиционные мелодрамы («Пятница, вечер», 2002), и радикальные эксперименты («Что ни день, то неприятности» — фильм о влюбленных каннибалах, 2001), и те несколько картин, которые и позволили ей сегодня выйти из тени в ранге уникального режиссера и создателя собственного киноязыка.

Шоколад / Chocolat (Франция/Западная Германия/Камерун 1988, 105 мин.)
Режиссер: Клер Дени
В ролях: Исаак Де Банколе, Джулия Боски, Франсуа Клюзе, Жан-Клод Адлен, Лорен Арналь

Семья французского чиновника в Западной Африке незадолго до ухода колонизаторов. Вечно занятой муж, вечно скучающая жена и дочь по имени Франция, коротающая дни в компании чернокожего слуги Протея (Исаак де Банколе). Ход событий неожиданно меняется, когда недалеко от дома вынужденно приземляется самолет.

«Отношения белых и черных в колониях были полны мазохизма», — говорила Дени, рассказывая о герое де Банколе, который в «Шоколаде» является предметом постоянного эротического напряжения. Именно Дени, фактически открывшая актера, познакомила его с Джармушем: позднее он сыграет торговца мороженым в «Пути самурая» и загадочного путешественника в «Пределах контроля». Спустя двадцать лет Дени вернется в Африку и снимет «Белый материал» — гораздо менее идиллический фильм о закате колониализма с Изабель Юппер в главной роли.

Награды и фестивали:
Каннский кинофестиваль – участник программы
Номинация на премию «Сезар» — лучший режиссерский дебют

Не могу уснуть / J’ai pas sommeil (Франция/Германия/Швейцария 1994, 110 мин.)
Режиссер: Клер Дени
В ролях: Екатерина Голубева, Венсан Дюпон, Лоран Гревиль, Алекс Дека

Девушка из Литвы (Екатерина Голубева) на старом автомобиле въезжает в Париж – еще один пришелец с Востока. Она, посторонний и подглядывающий, неизбежно окажется среди маргиналов, уличных музыкантов, трансвеститов, один из которых — маньяк-убийца, безнаказанно убивающий пожилых женщин.

Фамилия главной героини Бартас, она говорит по-русски и, приехав в Париж, представляется «внучкой Шарунаса» — и это оммаж Клер Дени своему литовскому коллеге Шарунасу Бартасу. Голубеву Дени впервые увидела в его фильме «Три дня», а позднее рассказала об обоих будущему единомышленнику Леосу Караксу. И это еще один пример того, как режиссер, чаще всего рассказывающий истории о чужих («Не могу уснуть» — один из ярких примеров), соединяет традиции и культуры, делая инородное своим, создавая вокруг себя новый кинематографический контекст.

Награды и фестивали:
Номинация на премию «Сезар» — лучшая актриса второго плана
Фестиваль Camerimage – участник конкурсной программы

Хорошая работа / Beau travail (Франция 1999, 90 мин.)
Режиссер: Клер Дени
В ролях: Дени Лаван, Мишель Сюбор, Грегори Колин

Тренировочный лагерь иностранного легиона в Африке, дисциплина, жара, суровый сержант (Дени Лаван). Однажды в отряде появляется новичок (Грегори Колин), физическая красота которого вызывает в окружающих бурю с трудом сдерживаемых гомосексуальных переживаний.

Еще один марш-бросок Дени в постколониальную Африку, под палящее солнце, сводившее с ума главного героя в «Постороннем» Альбера Камю. «Хорошая работа» — это почти фильм-балет, бесконечное колыхание человеческой плоти на фоне песков. Сама Дени говорила, что в этой картине ее интересовало не столько сексуальное напряжение внутри небольшого коллектива, сколько проекция этого напряжения в зал.

Награды и фестивали:
Берлинский кинофестиваль – специальное упоминание жюри читателей Berliner Zeitung
Премия «Сезар» – лучшая операторская работа
Номинация на награду Британского независимого кино (BIFA) – лучший зарубежный фильм
Номинация на премию Европейской киноакадемии – лучшая операторская работа
Номинация на награду Ассоциации кинокритиков Чикаго – лучший зарубежный фильм
Награда Chlotrudis – лучшая операторская работа
Номинация на награду Ассоциации кинокритиков Лондона – лучший зарубежный фильм
Международный кинофестиваль в Роттердаме – особое упоминание жюри KNF

Расписание показов:
7 июня
19:30 сбор гостей
20:00 «Шоколад»
21: 50 Q&A c Клэр Дэни

8 июня
19:00 «Хорошая Работа»

9 июня
19:00 «Не могу уснуть»

10 июня
19:00 «Хорошая работа»

11 июня
12:00 кино на завтрак «Шоколад»
19:00 «Хорошая работа»

12 июня
12:00 кино на завтрак «Не могу уснуть»

Цена билетов: 250 — 350 рублей
Действуют студенческие скидки — 2 билета по цене 300 рублей при предъявлении двух студенческих билетов
Открыта предварительная продажа билетов по цене 100 рублей — количество билетов ограничено
Цена билетов на показы в рамках «Кино на завтрак» — 200 рублей