«Жизнь за один день»: пресс-релиз

Пресс-релиз компании Каравелла-DDC

Идея фильма «Жизнь за один день» оскароносного режиссера Кевина МакДональда возникла в результате уникального сотрудничества студии Ридли Скотта «Скотт Фри» (Великобритания) и портала YouTube. Лента представляет собой полнометражный документальный фильм, созданный из сюжетов, отснятых пользователями YouTube в один день – 24 июля 2010 года в ответ на призыв запечатлеть моменты собственной жизни на камеру.

В результате было получено 80 000 роликов и более 4500 часов видео, из которых Кевин МакДональд и Ридли Скотт собрали грандиозную киномозаику, потрясающую величием замысла и высочайшим уровнем исполнения.

В «Жизни за один день» самые яркие моменты собранного на YouTube материала соединились в полнометражный документальный фильм, смонтированный МакДональдом, исполнительным продюсером Ридли Скоттом, продюсером Лизой Маршалл и их командой, чтобы дать возможность зрителям увидеть и понять в живой, юмористической форме, каково жить на Земле сегодня.

В числе 60 стран, жители которых откликнулись на приглашение, оказались и кинолюбители из России — присланные ими сюжеты также вошли в общую картину мира, каким он был 24 июля прошлого года…

КОММЕНТАРИЙ СОЗДАТЕЛЕЙ ФИЛЬМА

Режиссер Кевин МакДональд далеко не новичок в мире документального кино. В его послужном списке уже имеются такие отмеченные наградами работы, как «Однажды в сентябре» (One Day in September, 1999) и «Касаясь пустоты» (Touching the Void, 2003).

Не смотря на то, что после этого МакДональд переключился на создание художественного кино, его фильмы продолжают стремиться к реальной жизни: картина «Последний король Шотландии» (The Last King of Scotland, 2006), являясь игровым кино, содержит краткий биографический очерк о жизни одного из военных диктаторов Уганды Айди Амина, роль которого исполнил оскароносец Форест Уитакер.

На вопрос, как в его воображении возникла мысль о создании «Жизни за один день», МакДональд отвечает вполне четко: «Я всегда стремился предложить своим зрителям что-то новое, то, что они еще не видели. Разумеется, для меня этот опыт также оказался новым. Это эксперимент. Сознание того, что он может оказаться неудачным, стимулирует тебя, как режиссера. И действительно проект «Жизнь за один день» был очень рисковой задумкой». Вдохновение для этого проекта МакДональд нашел в работах одного из своих героев, британского художника и режиссера Хампфри Дженнингса. Дженнингс известен своими красивыми поэтическими документальными фильмами о Британии периода Второй Мировой Войны, но он был и одним из основателей движения, получившего название «Массовое наблюдение», в 30-х годах XX века.

«Массовое наблюдение» было попыткой зафиксировать своеобразие и красоту рядовой, ежедневной жизни посредством дневниковых записей добровольцев и их ответов на такие простые вопросы, как «Что у тебя на каминной полке? Какие граффити ты видел сегодня?»

«Этот фильм задумывался, как нечто похожее, — продолжает Кевин. — «Жизнь за один день» — прекрасная возможность услышать голоса простых людей, описывающих мир таким, каким они его видят, рассказывающих о своих страхах и предпочтениях. Я всегда знал, что этот проект скажет что-то удивительное в определении нас, как вида, определении нашей ценности. Однако я и не предполагал, что результат окажется настолько эмоциональным».

Продюсеры «Скотт Фри» (Великобритания), их партнеры из YouTube и режиссер фильма договорились, что фильм будет охватывать события одного дня с полуночи до полуночи. Дата была выбрана достаточно быстро. Эксперимент должен был состояться после Мирового Чемпионата по футболу, но так, чтобы потенциальные участники не разъехались на каникулы. 24 июля пришлось на субботу, выходной день, следовательно, добровольцы могли посвятить больше времени проекту. Единственное, чего не учли авторы проекта, что на этот день придется полнолуние…

«Мы получили сотни видов луны, — вспоминает Макдональд. — Поэтому мы решили, что вполне логично было бы начать именно с полуночи, когда полная луна видна с дюжины различных перспектив по всему миру».

Затрудняли ли суточные рамки творческий процесс? Только не для МакДональда. «Нам всегда приходится сталкиваться с какими-то ограничениями, — отвечает он с улыбкой. — Мы могли бы выбрать лозунг «каково было жить на Земле в 2010 году» и собрать сюжеты за год. Но помимо того громадного количества материала, которое нам пришлось бы обработать, фильм бы утратил то волшебство, которое дает осознание, что все это происходило примерно в одно и то же время на всей планете. Сама мысль об этом рождает благоговейный трепет, во всяком случае, во мне».

В ответ на призыв было получено более 80 тысяч роликов общей продолжительностью более 4 с половиной тысяч часов. Команде пришлось тщательно отсмотреть весь материал, классифицировать и оценить с точки зрения возможности использования. Небольшая армия вдохновленных исследователей-редакторов, большая часть из которых были студенты-киношники, оказалась буквально затопленной огромным количеством видеоматериала, пока, наконец, МакДональд, монтажер Джо Уокер и его производственная команда не определили основную концепцию того, как использовать его, чтобы вовлечь будущего зрителя в увлекательное и познавательное путешествие.

«По своей природе многие документальные фильмы представляют собой упражнения по наведению порядка в хаосе жизненной реальности. Так же как журналисту приходится выбирать только самые существенные факты, чтобы написать свою статью, режиссеру приходится обеспечивать в своей работе документальный рассказ и тематическое единство… И в этой части мы столкнулись с гораздо большим хаосом, чем обычно. Однако я всегда придерживался одного и того же подхода: Что тот или иной ролик хочет мне сказать? На какие коллективные темы и заботы указывает мне каждый из участников проекта? Я старался оставаться максимально непредвзятым, чтобы мои собственные взгляды как можно меньше влияли на восприятие того, что я вижу».

«Возможно, именно этим и объясняется мой интерес к работе над документальным кино, — продолжает МакДональд. — Мы имели возможность не только насладиться хаосом полученного материала, но и отыскать нужные нам образцы. Вообще вся наша жизнь довольно хаотична сама по себе. И, тем не менее, мы всегда стараемся придать ей значимости».

МакДональд плохо себе представлял, какой объем материала он получит в итоге. Когда было объявлено о начале проекта, производственная команда скромно лелеяла надежду получить достаточно материала, чтобы смонтировать полнометражный документальный фильм. Задача, поставленная перед участниками, была предельно проста: «Расскажите свою историю. Расскажите нам, чего вы боитесь. Покажите, что у вас в карманах». Определив такие рамки, МакДональд надеялся получить более определенные образцы, которые можно было бы сравнить и выбрать более подходящий.

«Мне кажется, что эти вопросы помогли спровоцировать определенную дискуссию, — замечает монтажер Джо Уокер. — Скажем, наше отношение к собственности. Мы получили прекрасный материал для «капсулы времени».

«Более всего я надеялся получить честные ответы на свои вопросы, — признается Макдональд. — Мне хотелось получить разрешение от людей заглянуть внутрь их жизни. Увидеть то, что на поверхности может казаться банальным, например, тот же путь на работу. Но на деле мы получили сюжеты с сотнями людей, которые ездят на работу из пригорода в центр, ходят пешком или пользуются различным видом транспорта, начиная с велосипеда вплоть до поезда или собственной машины. Внезапно работа над проектом стала удивительно интересной».

«То, что для нас кажется банальным в нашей собственной культуре, для жителя, скажем, Дакара может оказаться весьма необычным. И точно так же обыденные вещи для жителя Шанхая могут вызвать неподдельный интерес у выросших в Колорадо». Команда с удовольствием просматривала сюжеты, которые рассказывали не только о ходе жизни и каких-то счастливых моментах. Их интересовали эмоции, тревоги, мнения и заявления.

Концепция такого международного проекта не нова сама по себе. Однако средство ее осуществления, способ получения исходного материала – портал YouTube – определенно были новаторскими.

«На мой взгляд, интернет потрясающее выражение связанности и средство ее воплощения, — делится своими мыслями МакДональд. — Этот фильм сделал то, что было бы невозможно до эпохи интернета и особенно YouTube. Сама идея того, что можно связаться с тысячами потенциальных участников проекта, сообщить им о его содержании и получить практически одновременный ответ, безусловно, является приметой исключительно этой эпохи, в которой мы живем. Такой проект, как «Жизнь за один день» не был бы возможен 100 лет назад, 20 лет назад и даже еще 6 лет назад». Огромную роль в любом документальном фильме играет монтаж. Особенно это актуально для этого проекта, в котором было так много исходного материала.

Опытный монтажер Джо Уокер, в послужном списке которого оскароносный «Голод» (Hunger, 2008) Стива Маквина, «Брайтонский леденец» (Brighton Rock, 2010) Рована Джоффе, «Гарри Браун» (Harry Brown, 2009) Дэниэля Барбера, посмеялся в ответ на наш вопрос, почему он решил принять участие в таком амбициозном проекте. «Должно быть, это был приступ мании величия. Мне было интересно проверить, справлюсь ли я с таким громадным объемом отснятого материала».

На создание фильма ушло 7 месяцев. За это время было отсмотрено более 4500 часов материала. «Мы снабдили наших помощников 12-15 тысячами роликов общим хронометражем примерно 100 часов. Однако уже к концу июля эта цифра выросла до 81 тысячи сюжетов, общей продолжительностью в 4500 часов. Так что мы рассчитывали получить гораздо меньше материала, чем оказалось на самом деле, — объясняет Уокер. — Кевин интуитивный режиссер, созидатель. Поэтому изначально у нас было несколько концепций. Он не просто наугад пробирался сквозь объем полученного материала, вырубая себе путь мачете. Он старался найти проторенные тропинки».

Матрица, процесс придания формы, постоянно ставили новые задачи перед командой. Если сегменты не стыковались между собой, их изымали и помещали в другое место, что вызывало новую волну исправлений, необходимых чтобы придать работе новый импульс. В процессе работы происходило много «счастливых моментов», как их называет сам МакДональд. Один из наиболее ярких примеров этого — полная луна. Но Уокер признается, что фильм мог получить любое направление развития, дабы объем полученного материала помогал это сделать. Главная проблема заключалась в том, какое направление выбрать.

«Мы всегда могли положиться на миллионы совпадений и ритмы в полученных сюжетах, — говорит Уокер. — И все благодаря объему и разнообразию отснятого материала. Поэтому, когда нам приходилось переставлять местами большие куски фильма, теряя при этом связи, на которые мы опирались, мы знали, что рано или поздно эти связи непременно восстановятся».

Помимо всего прочего Уокера привлек к проекту его мазохистский характер, опасность, что они не смогут разглядеть свой фильм среди горы материала. «Одна только мысль о том, что мы можем не вычленить необходимый материал для создания фильма, заставляла мое сердце бешено колотиться, — признается он. — Я считаю хорошим знаком, когда ты не просто ждешь возможность подключиться к проекту, но и испытываешь некоторый страх».

Неудивительно, что после долгих часов отсмотра материала в головах МакДональда и Уокера начало формироваться видение определенных образцов. Участники проекта, как правило, снимали самих себя или людей, хорошо им знакомых. В большинстве случаев они стремились следовать определенным образцам ежедневного поведения: пробуждение, умывание, прогулка, еда. Эти темы использовались на протяжении фильма, как своего рода указательные столбы, как напоминание зрителям, что речь идет об одном дне жизни на земле.

«Существовал набор тем, которые были нам вполне понятны, и нам оставалось лишь выбрать те сюжеты, которые максимально полно раскрывали бы эти темы, — объясняет Уокер. — Например, мы нашли бесконечное количество эпизодов, когда оператор снимает собственные ноги. Безусловно, рано или поздно мы должны были поработать с этим материалом».

За время работы команде удалось сделать целый ряд вариантов монтажа. Поэтому Уокер лишь отчасти шутит, говоря, что если кто-то захочет посмотреть фильм о барабанщиках, ему смогут предоставить несколько сотен эпизодов с барабанящими людьми. Задача редакторов заключалась в получении новых роликов, и присвоении определенного кода, чтобы иметь возможность отнести материал к той или иной теме. В этой связи запомнился тэг «моя красивая подружка», которым называли все ролики, в которых влюбленные операторы снимали своих девушек.

«Часто материал снимался в парке, и, как правило, на снятых кадрах запечатлевали самое начало романтических отношений, — заметил Уокер. — Ролики из этого довольно странного раздела легко могли быть использованы для раскрытия темы отношений в сочетании с материалом из других разделов».

А что же станет с тысячами часов снятого материала, не вошедшего в финальную версию? YouTube поместил все полученные ролики для общего пользования. Это решение укладывается в рамки движения, которое и дало МакДональду необходимый толчок – массовое наблюдение. Вместо того чтобы пылиться в архиве университета Сассекса в Брайтоне, собрание роликов теперь доступно любому, у кого есть доступ к сети интернет.

МакДональд и Уокер чувствуют на себе вину за то, что не смогли включить в свой фильм огромное количество клипов, авторы которых, проникнувшись настоящим духом проекта, доверили им свои самые сокровенные моменты, страхи, мечты и опасения, чтобы стать частью этого уникального эксперимента.

КЕВИН МАКДОНАЛЬД – РЕЖИССЕР

Первый фильм Кевина Макдональда «Однажды в сентябре» (One Day in September, 1999) был удостоен премии «Оскар» в 2000 году, как лучшая документальная лента. Вторая его картина «Касаясь пустоты», премьера которой состоялась на фестивале в Теллуриде в 2003 году, появилась на экранах Великобритании в декабре 2003 года, а в США в январе 2004 года. Картина была удостоена награды BAFTA как «Лучший Британский фильм» и награды «Ивнинг Стэндард» как Лучший Британский Фильм. Он стал самым кассовым британским документальным фильмом в Соединенном Королевстве.

Его первая художественная полнометражная драма «Последний король Шотландии» с Форестом Уитакером в главной роли, впервые была показана на фестивале в Теллуриде, а в американский и британский прокат вышла в 2006 году. Картина получила награду BAFTA, как Лучший Британский Фильм (приз Александра Корда) и За Лучший Киносценарий. Форест Уитакер был удостоен Премии «Оскар» и приза BAFTA за раскрытие образа Ади Амина. Недавно МакДональд закончил работу над фильмом «Орел Девятого легиона» (The Eagle, 2011). Главные роли в фильме исполнили Ченнинг Татум, Джейми Белл и Марк Стронг.

МакДональд принимал участие в редакции Книги Документального Кино Фабер (1997) и написал «Эмерик Прессбургер: Жизнь и смерть сценариста» (Фабер, 1994, стал победителем года Книги Британской Киноакадемии и был номинирован на приз NCR среди документального кино). Его статьи появлялись на страницах многочисленных изданий, в том числе и «Гардиан», «Обсервер» и «Телеграф».

РИДЛИ СКОТТ — ПРОДЮСЕР

Ридли Скотт известный деятель кино, трижды отмеченный наградой Академии Киноискусства как Лучший Режиссер за свою долгую выдающуюся карьеру. Последний раз – за фильм «Черный ястреб» (Black Hawk Down, 2001). В его послужном списке «Гладиатор», получивший награду Академии, Золотого Глобуса и BAFTA в номинации Лучший фильм, а так же «Тельма и Луиза», который принес Скотту первую награду Академии в номинации Лучший режиссер в 1991 году. Среди других его работ стоит отметить «Гангстер», «Совокупность лжи», «Хороший год», революционную картину «Бегущий по лезвию» и классический «Чужой». Среди последних его работ – «Робин Гуд». Вместе со своим братом Тони, Ридли Скотт организовал компанию «Скотт Фри Продакшнс», которая выпускает широкий круг фильмов и телепроектов. В 2003 году Скотт получил орден Британской Империи и был удостоен рыцарского звания в знак признания его вклада в развитие искусства.