«Люди Икс» — один из самых долгоиграющих комиксов компании Marvel, но фильмы, снятые с использованием героев-мутантов не очень-то впечатляли. Наверное, именно поэтому после нескольких картин продюсеры клятвенно пообещали, что больше ничего про мутантов снимать не будут. Но надо же на чем-то зарабатывать и, спустя несколько лет, начались работы над новым фильмом, события которого должны были пролить свет на время, когда деревья были большими, а Ксавьер и Магнито еще не вели борьбу друг с другом. Приквел удался, и, на мой взгляд «Первый класс» — лучшая картина из всей серии.
История, рассказанная в этом фильме, расходится с официальным житием людей Икс. В этом варианте Ксавьер — молодой профессор, выяснивший, что мутанты не только существуют, но и являются новой ступенью эволюции, причем ему это известно наверняка — он телепат. Еще раньше, во время Второй мировой войны, об этом узнает нацист Шон, который открыл в Эрике удивительные способности: впадая в ярость, мальчик был способен подчинить себе метал. И вот, в 60-е, когда холодная война между СССР и США была готова превратиться в ядерную, судьба сводит Эрика, Ксавьера и Шона вместе. Эрик ищет Шона с одной целью — отомстить за смерть матери, Шон ищет возможность начать ядерную войну и, уничтожив большую часть человечества, возглавить мутантов и править миром, а Ксавьер ищет среднее — и чтобы люди живы остались, и мутантов за своих считали. Именно в этой ленте зритель, ни разу не державший в руках комиксов, получит ответы на многочисленные вопросы, которые терзали его еще во время просмотра первых фильмов.
Лишь с недавних пор фильмы, снятые по комиксам, стали делать с особенным упором на новую, не охваченную тем или иным супер-героем, аудиторию. До этого картины были лишь экранизациями, а потенциальных зрителей было и так предостаточно. С тех пор выросло совершенно новое поколение, которое предпочитает смотреть, но не читать. Таким потенциальным поклонникам не удастся втюхать очередной выпуск комиксов с объяснениями, да и не хотят они нагружаться лишней информацией. Именно поэтому приквелы сегодня так популярны — это не просто перезапуск киносериалов, это возможность завоевать новых поклонников.
В «Люди Икс: первый класс» можно увидеть сплетение оригинальной истории с новым взглядом на ее возникновение. Избавление сценаристов от рамок, задаваемых оригинальным сюжетом, позволило им превратить, в общем-то, заунывную историю в приключенческий экшен, в котором выстраивается альтернативная история. Почему бы и не предположить, что Карибский кризис был всего-лишь провокацией, почему бы не посмотреть на развитие будущих героев, взглянуть на их первоначальную мотивацию. Зрителей первого фильма «Люди Икс» бросили в уже готовую вселенную, многое приходилось додумывать. После «Первого класса» многие, возможно, захотят заново пересмотреть остальные фильмы, тем более, большинство из них уже практически стерлись из памяти.
Возможно, будущий успех (а я в нем не сомневаюсь) фильма стал следствием того, что в серии «Людей Икс» большое место всегда отдавалось вопросу гражданских прав. Простые люди не признавали мутантов полноценными членами общества, и вокруг этого сценаристы, да и создатели комиксов, выстроили сюжет. В «Первом классе» на первый план выдвинули приключенческий сюжет, крутящийся вокруг теории заговора. Да, вопрос «гражданских прав» не убрали с повестки дня, но акценты на него уже ставили совсем не те. В первую очередь этот фильм — большое приключение, а не нытье на тему «мутанты тоже люди».
Актерский состав подобрался отличный. Молодой Ксавьер в исполнении Джеймса МакЭвоя великолепен — простодушный и наивный молодой профессор, мечтающий о мире во всем мире, эдакая блондинка мира мутантов. Майкл Фассбендер по новому показал Магнито — взрослого ребенка, одолеваемого местью и готового даже после убийства врага всей его жизни продолжить крестовый поход против тех, «кто просто выполняет приказы». Ну и, конечно, Кевин Бейкон, сыгравший Себастьяна Шоу, того самого нациста, который решил погрузить мир в ядерную войну. Спецэффекты не мешают просмотру, а лишь дополняют его — понятно, что сверхдетализированной компьютерной графикой сегодня удивить можно разве что ребенка, но далеко не каждый фильм использует их по назначению.
Развесистой клюквы дождаться не удалось — в кои-то веки голливудский взгляд на СССР и сопутствующих персонажей не изобилует убогим юмором и извращенным пониманием, как это должно быть. Возможно, постарались консультанты, а возможно, в Голливуде наконец-то осознали, что если они хотят снимать фильмы, которые вызывают заложенные создателями эмоции, а не гомерический смех «тех, кто понимает», то нужно со всей серьезностью относиться к деталям. Русских в фильме немного, и это не тупые алкаши, а вполне такие-же люди, как и американцы, просто немного другие.
Вердикт: самый лучший фильм серии, не очень похожий на предыдущие. От просмотра получил настоящее удовольствие, несмотря на весомый хронометраж в два часа.