Американская народная сказка про зеленых человечков: «Зеленый фонарь»

Фильм Зеленый фонарь (Green Lantern)Меня тут осенило — ведь комиксы, которые являются американским достоянием, не что иное как народные сказки. Посудите сами — в Европе, России, Азии традиции и мифология не в пример взрослее, чем на американском континенте. Как говорят исследователи, народные сказки суть пересказ мифов, сдобренный той или иной идеологией и моралью. В США нет никакой мифологии, эту страну населили представители многих культур и наций, которые попутно освоению новых земель попросту уничтожили коренное население со всеми их мифами и историей. Свято место пусто не бывает, вот и появились супергерои, которые ничем, кроме как штрихами, требуемыми современностью, не отличаются от наших богатырей и пронырливых прохвостов из Европы. Как только даешь себе установку, что фильмы, снятые по комиксам, надо воспринимать как наши мультфильмы типа «Три богатыря и Шамаханская царица«, так сразу все становится на свои места.

Хэл Джордан повторяет путь своего отца и становится летчиком-испытателем. Отец его погиб во время неудачного полета, и потому Хэл уверен, что жизнь его не вечна, может прекратиться в любой момент, а значит нужно жить лишь сегодняшним днем и не особо париться из-за неудач. В это же время в далекой-далекой галактике живут «зеленые фонари» — хранители вселенной, расчерченной на квадраты для лучшего контроля. В одном из таких секторов, в котором, среди прочих планет и созвездий, находится Земля, освобождается древнее зло. Его, зло это, уже однажды заковали в кандалы, но оно питается страхом, и совершенно неожиданно вблизи дислокации заточения приземлились какие-то космические путешественники. Они, понятно, испугались, а зло, подпитавшись их страхом, вырвалось и давай причинять добро и подвергать ласке все окружные планеты. Но в первую очередь оно расправилось со смотрителем этого сектора, а он попал на землю и отправил свое кольцо искать нового воина. Этим воином и становится Хэл, и именно ему предстоит и зло забороть, и планету защитить, и вселенскому обществу доказать, что на людях рано поставлен крест.

Фильм «Зеленый фонарь» насквозь вторичен, как по сюжетному повествованию, так и по сути первоисточника. Хэл — помесь Супермена (так же летает), Халка (такой же зеленый и сильный) и Спайдермена (такой же неуверенный и сомневающийся). Конечно, создатели это понимали, и фильм не лишен самоиронии, но ей богу надоели уже эти получасовые «экскурсы в историю» для тех, кто этого комикса отродясь не читал. Замогильный голос, зачитывающий в начале фильма традиционную канитель о том, что во вселенной было добро и зло, что воля победила страх, но тот наносит ответный удар, усыпляет. Проснуться зрителю полагается в последние 15-20 минут фильма, в которых сосредоточено все действие — до этого момента предлагается смотреть на долгое и нудное «появление» героя. Все это хорошо для мультфильмов, которыми нас кормили в прошлом веке, но никак не для современного фильма. С другой стороны, на мультфильмах сегодня далеко не уедешь, и если воспринимать «Зеленый фонарь» как пилотную серию будущего сериала — все вполне пристойно.

Как я уже сказал, сюжет до боли напоминает совсем недавний фильм «Тор» — там тоже были какие-то далекие пришельцы, которые так же боролись с каким-то злом, а потом главный герой сначала лишился силы, а потом ее вернул и навел порядок. Подобная фабула — проклятье всех малоизвестных комиксов. Если «Бетмена» или «Человека-паука» можно было снимать без оглядки на то, знает ли зритель первоисточник, то «Джона Хекс«, «Зеленый фонарь», «Тор» и другие выкидыши голливудского кровосмешения с компаниями DC и Marvel, приходится подавать в виде разжеванной каши. Иначе не усвоится.

Удачным решением продюсеров фильма стало приглашение на главную роль Райана Рейнолдса. Этот актер достаточно молод, чтобы играть супергероя, он уже профессионал, попробовавший себя в серьезных драматических амплуа, ну и главное — его знает и помнит публика постарше, выросшая на молодежных комедиях с его участием. Вариант беспроигрышный, да и Райан с честью сыграл роль не самого крупного калибра в системе координат современного кинематографа. Другое дело — остальные герои «Зеленого фонаря», которые скучны, неприметны, без харизмы и, самое главное, абсолютно не запоминающиеся. Даже у Человека-паука была Кирстен Данст, а Маске и вовсе досталась Кэмерон Диаз. Хэлу «Зеленому фонарю» приходится довольствоваться звездой сериала «Сплетница» Блейк Лайвли, которая явно уступает своим коллегам по комиксоидным фильмам во всех отношениях.

Честно говоря, единственное, за что я могу похвалить этот фильм, это две сцены боя «Зеленого фонаря» с местным, локальным воплощением зла. Задумка о материализации мыслей дала постановщику фильма полную свободу, и к этим зрелищным минутам вопросов никаких. Главный герой лихо стреляет из зеленого гигантского пулемета, выстраивает гоночные треки и в конце хитростью, а не силой воли, побеждает главного врага. Но стоит ли из-за пары минут томиться полтора часа в зале кинотеатра — большой вопрос.

Вердикт: не самый интересный, отнюдь не зрелищный, но временами забавный фильм, снятый по малоизвестному за пределами США комиксу. Детям и школьникам понравится.

Сходить в кино



 

Tags: , , ,