«Гарри Поттер и дары смерти: часть 2»: пресс-релиз

Пресс-релиз компании «Каро премьер» и Warner Brothers

«Гарри Поттер и Дары Смерти – Часть 2» – седьмое и последнее приключение Гарри Поттера. Эта суперожидаемая картина – вторая из двух полноценных частей.

В грандиозной последней главе битва между добрыми и злыми силами мира волшебников перерастает во всеобщую войну. Ставки еще никогда не были так высоки, а поиск убежища – столь сложен. И быть может именно Гарри Поттеру придется пожертвовать всем в финальном сражении с Волан-де-Мортом.

И всё закончится здесь.

Возглавили актерский состав фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти – Часть 2» Дэниел Рэдклифф, Руперт Гринт и Эмма Уотсон, вновь перевоплотившиеся в Гарри Поттера, Рона Уизли и Гермиону Грейнджер. Также в ролях: Хелена Бонэм Картер, Робби Колтрейн, Уорвик Дейвис, Том Фелтон, Ральф Файнс, Майкл Гамбон, Сиаран Хиндз, Джон Хёрт, Джейсон Айзакс, Мэттью Льюис, Гари Олдман, Алан Рикман, Мэгги Смит, Дейвид Тьюлис, Джули Уолтерс и Бонни Райт.

Режиссером фильма выступил Дейвид Ятис, который также поставил картины «Гарри Поттер и Орден Феникса», «Гарри Поттер и Принц-полукровка» и «Гарри Поттер и Дары Смерти – Часть 1». Дейвид Хейман, продюсер всех фильмов о Гарри Поттере, выступил продюсером и на этот раз, вместе с Дейвидом Бароном и Дж.К. Ролинг. Стив Клоувз адаптировал сценарий, основанный на романе Дж.К. Ролинг. Лайонел Уиграм стал исполнительным продюсером.

В съемочную группу вошли оператор-постановщик Эдуардо Серра, художник-постановщик Стюарт Крейг, монтажер Марк Дэй, супервайзер визуальных эффектов Тим Бёрк, супервайзер специальных эффектов Джон Ричардсон и художник по костюмам Джени Тимайм. Музыку к фильму написал Александр Десплат.

«Уорнер Бразерс Пикчерз» представляет фильм производства «Хейдей Филмз» режиссера Дейвида Ятиса «Гарри Поттер и Дары Смерти – Часть 2», который станет завершающей главой самой успешной франшизы всех времен.

«Гарри Поттер и Дары Смерти – Часть 2» будет выпущен в 3D и 2D форматах. Также фильм выйдет в кинотеатрах формата IMAX®. С помощью цифровых технологий картина обрела беспрецедентное качество изображения и звука технологии The IMAX Experience®, запатентованной IMAX DMR®.

В мировой прокат фильм выпущен компанией «Уорнер Бразерс Пикчерз», подразделением компании «Уорнер Бразерс Энтертейнмент».

О ПРОИЗВОДСТВЕ

Десять лет назад эти три слова знаменовали начало необычайного кинопутешествия мальчика, чье имя стало синонимом магии, – Гарри Поттера. В течение последующих лет франшиза, которая носит его имя, изменила историю кинематографа, а также жизни актеров и создателей фильма, посвятивших себя перенесению на большой экран семикнижного литературного шедевра Дж.К. Ролинг.
Начавшаяся с «Гарри Поттера и философского камня» и завершающаяся двухчастной экранизацией последней книги «Гарри Поттер и Дары Смерти» франшиза стала самой кассовой в истории кино, захватив воображение зрителей по всему миру. Более того, и книги, и фильмы стали частью массовой культуры, привнеся такие слова, как магл, квиддич, Хогвартс и даже Экспелиармус! в международный лексикон.

Если говорить обо всех фильмах о Гарри Поттере, то они стали невероятным приключением и для всех, кто был связан с их созданием, – ни одна другая франшиза ранее не рассказывала последовательно историю одних и тех же персонажей на протяжении восьми полноценных фильмов.

Сценарист Стив Клоувз замечает: «У нас была связная последовательная история, у которой в прямом смысле этого слова на тот момент не было окончания, поскольку опубликовано было всего три книги. И хотя иногда было непросто, моя интуиция подсказывала мне верные решения. Но в тех случаях, когда мне было ну никак не обойтись без помощи, я обращался к союзнику, на чьё мнение я действительно мог положиться: Джо. И пусть она никогда не говорила ничего открыто, но всегда откликалась и мягко подталкивала меня в нужном направлении. В конце концов, один принцип оказался довольно верным: следуй за героями».

Режиссер Дейвид Ятис утверждает: «Если следовать за героями, многие ценности, которые Джо подчеркивает в книгах, выходят на первый план и в фильмах – преданность, любовь, дружба и взаимопонимание в противовес злу и нетерпимости».
Дружбу воплощают собой персонажи Гарри Поттера, Рона Уизли и Гермионы Грейнджер. Их сыграли трое молодых актеров Дэниел Рэдфлифф, Руперт Гринт и Эмма Уотсон.

Продюсер Дейвид Хейман отмечает: «В этих фильмах нам повезло снимать весь цвет британской актерской школы, чтобы было поистине великолепно. Но смотреть, как наши молодые исполнители растут, превращаясь в прекрасных актеров и прекрасных людей, было одним из самых больших удовольствий в работе над фильмами. Мы очень ими гордимся».
С каждой картиной ставки росли, а опасность увеличивалась, особенно с того момента, как лорд Волан-де-Морт вернулся и захватил власть. В «Гарри Поттере и Дарах Смерти – Части 2» юные волшебники оказались на передовой линии их воюющего мира. Хейман заявляет: «Это финальная битва за Хогвартс, финальная битва за мир магии и финальный конфликт между Гарри и Волан-де-Мортом – кульминация того, что вызревало в течение всех серий».

Окончание истории раскрывает неожиданные грани некоторых любимых персонажей. Ятис утверждает: «Одна из самых интересных черт нашего рассказа в том, что линия, разделяющая силы добра и зла, размыта, и мы видим, что определенные персонажи оказались значительно более сложными, чем при их первом появлении».

«У всех – и Гарри не исключение – есть недостатки, – добавляет Ролинг. – У нас нет ни одного абсолютно хорошего или абсолютно плохого героя… хотя нет, один отрицательный персонаж все же имеется – Волан-де-Морт. Он – абсолютное зло. В нем нет места искуплению».

Последний фильм возвращает героев в знакомые места, в том числе и в легендарную Школу чародейства и волшебства Хогвартс, которую зрители, впервые в истории франшизы, совсем не видели в «Части 1». Рожденный воображением Ролинг и обретший физическое воплощение с помощью художника-постановщика Стюарта Крейга, Хогвартс был домом, штаб-квартирой и прибежищем для учеников.

Но на этот раз он станет полем битвы.

«Гарри Поттер и Дары Смерти – Часть 2» начинается там, где заканчивается «Часть 1», – с кражи, которая вору еще аукнется. Каменная крипта Альбуса Дамблдора осквернена, а совершенно особая палочка вырвана из рук ее последнего хозяина. Наслаждающийся своим триумфом вор – Лорд Волан-де-Морт – поднимает Бузинную палочку вверх и посылает молнии в сгустившиеся тучи.
Темный Лорд узнал о Бузинной палочке от мистера Олливандера, который под пытками открыл ее местонахождение. Мастер Олливандер предупреждает Гарри, что если она – у Волан-де-Морта, то у молодого человека нет против того ни единого шанса. Но дополнительная угроза не заставит Гарри Поттера свернуть с пути, он должен найти и уничтожить оставшиеся крестражи, предметы, куда Темный Лорд в поисках бессмертия поместил частички своей души. Три уже уничтожены, осталось еще четыре, но пока существует хотя бы один, Темный Лорд непобедим.

Ниточку, указывающую на местоположение одного из крестражей, Гарри получает от того, кого он встретил в Косом переулке много лет назад – гоблина Крюкохвата, работающего в банке Гринготтс.

Уорвик Дейвис, который «одолжил» свой голос Крюкохвату в «Гарри Поттере и философском камне» вернулся, чтобы уже в последнем фильме сыграть своего героя. Дейвид также знаком зрителям по роли профессора Филиуса Флитвика, поэтому актер говорит, что «это позволило ему «подкачать» свои актерские «мускулы».

Крюкохват рассказывает Гарри, что дубликат меча Гриффиндора находится в сейфе Беллатрисы Лестрейндж в банке Гринготтс, которая и не догадывается, что настоящий меч – у Гарри, а у нее – только подделка. Гоблин признается, что это – всего лишь один из множества предметов, которые находятся в сейфе мадам Лестрейндж, и Гарри подозревает, что сейф доверенного Пожирателя Смерти может быть идеальным местом, чтобы спрятать крестраж.

Крюкохват соглашается помочь ребятам пробраться в Гринготтс, но назначает за это невероятную цену – меч Гриффиндора. Попасть в сейф Беллатрисы – еще одна непростая забота. При помощи Оборотного зелья друзья смогут пройти туда в компании самой мадам Лестрейндж – вернее Гермионы в образе Беллатрисы.

С момента ее появления в «Гарри Поттере и Ордене Феникса» одной из отличительных черт Беллатрисы Лестрейндж было то, насколько глубоко ее безумие, и Хелене Бонэм Картер всегда удавалось получать удовольствие от перевоплощения в эту безудержную натуру. А вот на исполнение Гермионы, притворяющейся, что она – Беллатриса, как раз накладывались определенные рамки. Чтобы ухватить эту двойственность, понадобились совместные усилия Бонэм Картер, Ятиса и человека, который знает Гермиону лучше всех, – Эммы Уотсон.

Для сцены в банке Гринготтс Уорвику Дейвису пришлось не только играть гоблина, но и самому набирать актеров. Он объясняет: «Я являюсь представителем актеров ростом ниже 150 см, поэтому создатели фильма обратились ко мне, чтобы я помог им набрать свыше 60 человек, которые смогли бы сыграть гоблинов, при этом справляясь с объемными накладными частями. Актеры приезжали к нам со всей Европы, поэтому получилось что-то вроде ООН гоблинов».

Превращение десятков актеров в гоблинов предполагало также и сверхусилия со стороны гримера Ника Дадмана и его команды. Понадобилось почти 170 художников, чтобы нанести грим, что занимало приблизительно четыре часа с каждым актером. Чтобы убедиться, что каждый будет выглядеть именно так, как задумал Дадман, он устроил трехдневный мастер-класс, обучая многонациональную команду до тех пор, пока не удостоверился, что каждый делает все, как надо. Дадман подчеркивает: «Ни один гоблин не мог покинуть комнату, прежде чем, я проверю его грим».

Гринготтс в «Философском камне» был снят на натурном объекте – банк волшебников «сыграло» здание австралийского посольства. Однако для «Даров Смерти – Части 2» этот вариант даже не рассматривался, поскольку съемки предполагали определенные разрушения. Поэтому банк Гринготтс был воссоздан в павильоне студии «Ливсден».

Сочетая уловки и магию, Гарри, Рон и Гермиона пробрались к сейфам Гринготтса, расположенным в обширных пещерах под зданием. Попасть туда можно только в вагончиках по уходящей вниз по спирали дороге, напоминающей американские горки… причем, передвигающихся на тех же скоростях, только без ремней безопасности.

На самом нижнем уровне пещеры Гарри, Рон и Гермиона сталкиваются с серьезнейшей системой безопасности – огромным огнедышащим драконом, который обитает здесь и как заключенный, и как охранник. Страшное чудовище было последним «живым» творением компьютерных технологий, созданным командой по визуальным эффектам Тима Бёрка.

Крюкохват раскрыл секрет уязвимости дракона, поэтому ребята смогли попасть в сейф Беллатрисы. Дверь открывается и открывает бесчисленные сокровища: монеты и артефакты. Но мадам Лестрейндж установила последнее охранное заклинание – Заклятие умножения, которое во много раз увеличивает количество предметов, к которым прикасаешься. У Гарри есть всего несколько секунд, чтобы найти крестраж – чашу Пенелопы Пуффендуй, – прежде чем они будут погребены под тоннами драгоценностей.

Имея в своем распоряжении ограниченное пространство, команда супервайзера спецэффектов Джона Ричардсона придумала необычные лифты, работающие по принципу ножниц, которые поднимались вверх, создавая иллюзию возвышающихся сокровищ. Подразделение, отвечающее за инвентарь, возглавляемое Барри Уилкинсоном и Пьером Боханна, отлило более 200 000 золотых монет и тысячи других предметов, чтобы заполнить ими сейф. А команда визуальных эффектов потом в точности и многократно размножила их.

После того как крестраж оказывается в руках у Гарри, Рона и Гермионы, им понадобится вся их изобретательность и сопереживание, чтобы сбежать из Гринготтса. Но троицу поджидают еще большие опасности, ведь они снова одни и им снова негде укрыться.

Уникальная связь Гарри Поттера с Волан-де-Мортом страшит его и причиняет ему боль, но она также дает ему доступ в разум Темного Лорда. И сейчас она открывает ему то, что тот знает о его намерениях. Более того, вместо того, чтобы ослабить, уничтожение крестражей превратило его в раненое животное… отчаявшееся и оттого еще более опасное.

Исходя из увиденного глазами Волан-де-Морта, Гарри догадывается, что еще один крестраж находится в Школе чародейства и волшебства Хогвартс. Место, бывшее некогда спасительным для Гарри Поттера, сейчас стало территорией противника, контролируемой Пожирателями Смерти и дементорами, патрулирующими периметр.

Гарри, Рон и Гермиона должны проникнуть в школу через секретный ход, ведущий из Хогсмида. Но как только они появляются в деревне, включается сигнал тревоги. Троица уже почти поймана, когда вдруг открывается дверь и кажущаяся очень знакомой фигура втягивает их внутрь. На мгновение они почти верят, что это профессор Альбус Дамблдор, но спасителем оказался его брат Аберфорт. Присоединившийся к коллективу «Гарри Поттера» Сиаран Хиндз сыграл Аберфорта Дамблдора, чья давняя обида на брата уходит корнями в годы их молодости.

Несмотря на оказанную Гарри помощь, горечь Аберфорта плещет через край, по мере того, как он пытается отговорить его рисковать своей жизнью ради миссии, которую ему поручил Альбус. Несмотря на все обвинения в сторону профессора Дамблдора, Гарри уже сделал выбор. «Одной из ключевых тем последних фильмов является вера, – говорит Рэдклифф. – Как долго Гарри сможет сохранить свою веру в человека, который вызывает все большие и большие сомнения?»

Продюсер Дейвид Баррон отвечает: «Гарри решает довериться тому Дамблдору, которого он знал, человеку, в которого он верил, и который никогда его не предавал. Дамблдор дал ему важное поручение, и неважно, чего именно это будет стоить, он должен его выполнить».

Непреклонность Гарри переупрямила ожесточенность Аберфорта. Он сдается и отправляется за помощью, которая неожиданно приходит в лице старого знакомого: Невилла Долгопупса, которого сыграл Мэттью Льюис. И хотя Гарри, Рон и Гермиона рады снова встретиться со своим однокашником, они приходят в ужас от того, как с ним обращались в школе. Они впервые столкнулись с тем, как сильно изменился их любимый Хогвартс, у которого теперь новый директор – Северус Снегг.

Следуя за Невиллом по тайному тоннелю, друзья попадают в школу, где при встрече чувствуют радость и успокоение со стороны многих их давних знакомых, в том числе Полумны Лавгуд (Иванна Линч), Чжоу Чанг (Кэти Леунг), Симуса Финнигана (Девон Мюррей) и Дина Томаса (Альфи Эноч). А еще они ощущают надежду на восстановление Отряда Дамблдора, которую породило возвращение Гарри.

Но сейчас Гарри нужна их помощь, чтобы собрать воедино кусочки мозаики и узнать местонахождение крестража, который, как он уверен, связан с Кандидой Когтевран. Полумна и Чжоу, обе представляющие ее факультет, предполагают, что это может быть ее пропавшая диадема… которую не видел никто из ныне живущих. И прежде чем Гарри смог сделать какие-либо выводы из полученной информации, в Выручай-комнату ворвалась Джинни Уизли и помимо выражения бурной радости сообщила, что Гарри выследили… и Снегг знает об этом.

Снегг собирает всех в Большом зале, который сейчас холоден и сер и резко контрастирует с уютным теплом предыдущих лет. Убраны столы с роскошными блюдами, и нет больше мерцающего света парящих свечей. Нет больше шумных групп одноклассников, студенты молча шагают рядами, строго по факультетам. Но на данный момент такое тесное соседство – отличное прикрытие для молодого человека в очках со шрамом в форме молнии.

Алан Рикман в роли непроницаемого профессора Снегга с его характерной манерой речи, предупреждает, что любой, кто будет помогать Гарри Поттеру, будет наказан… сурово. Едва Снегг произносит эти слова, как Гарри выходит вперед, чтобы противостоять человеку, который, как он видел, убил Дамблдора, а затем имел наглость занять его место. Поступок Гарри заставляет сплотиться и его друзей, и его учителей, в том числе профессоров Макгонагалл и Флитвика. А в дверях встают Римус Люпин (Дейвид Тьюлис), Кингсли Бруствер (Джордж Харрис), а также члены семьи Уизли: родители Молли (Джули Уолтерс) и Артур (Марк Уильямс), близнецы Фред и Джордж (Джеймс и Оливер Фелпсы) и молодожены Билл и Флёр (Домналл Глисон и Клеманс Поэзи). Избранный вернулся, и оставшиеся в живых члены Ордена Феникса пришли принять бой против сил Темного Лорда.

Снегг сбегает, но радоваться рано – Волан-де-Морт уже заявил о своем присутствии. Учитывая назревающую войну, Макгонагалл произносит заклинание, которое пробуждает все защитные силы Хогвартса, магически оживляя каменных часовых, многие годы стоявших неподвижными. Солдаты были придуманы и созданы художественно-постановочным подразделением Стюарта Крейга, а затем оживлены с помощью визуальных эффектов.

Волшебники знают, что щит не сможет долго сдерживать объединенные силы Пожирателей Смерти, но он даст время Невиллу, Симусу и Джинни подготовить врагам достойную встречу. А Гарри – продолжить его миссию.

Битва набирает обороты, а Гарри, Гермиона и Рон разделяются: Гарри отправляется искать крестраж, а Гермиона и Рон – то, что сможет изничтожить частички души Волан-де-Морта. Меч Гриффиндора, который разрушил медальон Салазара Слизерина, был потерян в Гринготтсе, но у Рона появилась идея. Руперт Гринт поясняет: «Ему пришло в голову, что клык Василиска поможет уничтожить крестражи, как однажды уже удалось Гарри с дневником Реддла в Тайной комнате».

Забрав один из клыков, Рон передает его Гермионе, которая пронзает им чашу. Та выплескивает поток ярости и злобы, оставляя их пораженными до глубины души и мокрыми до нитки. Не говоря ни слова, они бросаются друг другу в объятья и целуются, чего так долго ждали от них поклонники.

Тем временем Гарри торопится в башню Когтеврана, когда его останавливает Полумна Лавгуд и напоминает, что никто из ныне живущих не выдел диадему; она отправляет его к Серой Даме, привидению башни Когтеврана, которая вероятно сможет ему помочь. Келли Макдональд представит нам Серую Даму, призрака Елены, дочери Кандиды. Не желая отвечать напрямую, она загадывает загадку, ответ на которую ведет Гарри в Выручай-комнату, где крестраж и был спрятан среди веками собиравшейся там сломанной мебели, книг и миллионов других предметов.

Стюарт Крейг описывает: «Выручай-комната занимает огромное место – приблизительно 60 м на 90 м – и от пола до потолка забита предметами всех форм и размеров. Дизайнер площадки Стефани МакМиллан и ее команда закупали старую мебель в течение многих месяцев до начала съемок». Остроглазые поклонники фильмов о Гарри Поттере могут опознать среди них знакомые вещицы. По словам МакМилан: «Мы использовали много инвентаря из предыдущих картин: старые парты, все столы и скамьи из Большого зала, метлы, профессорские стулья, шахматные фигуры, вещи с вечеринки профессора Слизнорта…»

Вместе с Крэббом и Гойлом, двумя подхалимами с факультета Слизерин, Драко Малфой выслеживает Гарри в Выручай-комнате. Их столкновение становится смертельно опасным, когда из палочки Крэбба вырывается Адское пламя. Хотя большинство языков пламени были добавлены уже на стадии монтажно-тонировочных работ, подразделение специальных эффектов Ричардсона прицельно установило факелы в определенных местах.

Нужны были также и некоторые усовершенствования ключевого инвентаря, поскольку сцена спасения предполагала полет на метле сразу двух человек. «Для этого, – говорит Ричардсон, – мы соорудили другой тип поддерживающего механизма для метлы, который установили на подиум, чтобы мы могли «летать» на высоких скоростях над столом, установленным на гидравлическом пандусе, который наклонялся и падал в условленное время. Летящий на метле должен был подать руку стоящему на столе и забросить его на метлу позади себя в таком ковбойском стиле. Это было непросто, но мне кажется, что получилось здорово».

Битва за Хогвартс происходит вокруг них, но Гарри, Рон и Гермиона ведут другую войну… за весь магический мир. Поиск следующего, наверное, самого опасного крестража, ведет их к школьной лодочной станции, где троица видит столкновение между Снеггом и Волан-де-Мортом. В книге решающий разговор между Темным Лордом и Северусом Снеггом состоялся в Воющей хижине, но Дейвид Ятис получил у Ролинг разрешение поменять место в экранизации.
На студии «Ливсден» была сконструирована лодочная станция, расположенная у края воды под стенами Хогвартса. Крейг разработал здание в тюдоровском стиле со стеклянными стенами, поэтому, по его словам, «приходилось сражаться, всегда опасаясь в буквальном смысле потерять опору под ногами, потому что огни отражались в воде и в стекле, сбивая с толку».

Долгожданное столкновение Гарри с Волан-де-Мортом «состоится там же, где они оба стали теми, кем являются, – утверждает Ролинг. – Все должно было закончиться в Хогвартсе».
Их битва разгорается в когда-то священных стенах школы. Ятис хотел поставить сцену так, чтобы она казалась не просто дуэлью двух волшебников, а двух заклятых врагов, сошедшихся в смертельном поединке, который закончится только, когда один из них… или оба… погибнут.

Крейг и его команда спроектировали площадку таким образом, что она превратилась в многоуровневую арену. Художник-постановщик говорит: «Нашей главной целью было ввести еще один элемент в поле боя, который привнес бы дополнительную интересную расстановку в кадре, поэтому Дейвид (Ятис) с самого начала был вовлечен в проектирование. Мы создали ряд лестниц, так чтобы Гарри и Волан-де-Морт по очереди оказывались, то доминирующими, то теряющими силу. «Ради этой сцены я, должно быть, преодолел больше ступенек, чем за всю свою жизнь, – смеется Рэдклифф. – Но это было потрясающе».

Но не только Гарри и Волан-де-Морт сошлись в смертельной битве. Вокруг них сражаются добрые и злые силы волшебного мира – в том числе различные существа, большие и малые, – и по обе стороны встречаются знакомые нам лица.

В войне против Пожирателей Смерти погибают и многие любимые персонажи. Военные потери несут не только люди, страдает сама Школа чародейства и волшебства Хогвартс, от которой после битвы остаются одни лишь руины. И хотя разрушения и кажутся случайными, Крейг утверждает, что все они были тщательно прорисованы заранее: «Вопрос состоял не в том, чтобы разрушить пару стен, крайне важен был сам силуэт здания. Большой зал, например, был сердцем Хогвартса, поэтому, разрушая его, мы должны были быть уверены, что это действительно проберет зрителей до глубины души». «Нужно было создать ощущение: вот, что делает война, она забирает у тебя места, где ты ощущал себя в полной безопасности, – говорит Ролинг. – Да, они могут быть всего лишь местами. Но когда речь идет о доме, они значат для тебя все».

Большой зал был одной из самых первых и самых больших декораций из когда-либо возведенных на студии «Ливсден», он просуществовал на протяжении съемок всех серий. Создателям фильма, актерам и съемочной группе было тяжело видеть, как сравнивают с землей одну из старейших площадок.

Эмоции захлестывали всех, вовлеченных в съемочный процесс, когда каждый день что-то происходило в «последний раз», пока наконец не закончился и он сам. В конце путешествия длиною в десять лет актеры и создатели фильма испытывали огромную гордость и чувство признательности за то, что они участвовали в создании этого поистине исторического киносериала.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО?..

Интересные факты о фильмах про Гарри Поттера

• Самое большое количество животных на площадке в один и тот же день было задействовано для сцены в классе профессора Макгонагалл.
• Самое большое животное, которое появлялось на площадке, – бегемот.
• Самое маленькое животное, которое появлялось на площадке, – сороконожка.
• Всего за время работы над фильмами было задействовано 250 животных (не считая насекомых).
• Для Гарри Поттера было создано 25 000 предметов одежды.
• Для Гарри Поттера было создано более 600 комплектов школьной формы.
• Сцены, в которых было задействовано наибольшее количество актеров и статистов, – финальная битва в «Гарри Поттере и Дарах Смерти», где участвовали 400 Пожирателей Смерти и егерей, и сцены в Большом зале, где присутствовали 400 детей и их преподаватели.
• 250 слепков тел различных актеров было сделано для съемок смертей и действия обездвиживающих чар.
• Для всего киносериала было создано более 200 существ.
• На площадке всегда находился зубной врач, который должен был заменять шатающиеся или выпадавшие зубы у множества занятых в съемках детей, чтобы не возникало визуальных нестыковок в ходе повествования.
• Знаменитый шрам Гарри наносился гримерами приблизительно 5800 раз. И не только на Дэниела Рэдклиффа, которому шрам рисовали около 2000 раз, но также и на лицах его дублеров и каскадеров.
• Понадобилось 14 недель, чтобы создать макет Норы, жилища Уизли, и всего 6 минут на то, чтобы сжечь ее дотла!
• Размер Хогвартса – 18 на 15 на 9 метров. В масштабе 1:24.
• Для постройки оригинальной версии Хогвартса понадобилось около семи месяцев работы 40 человек. В течение лет макет меняется, как того требовало развитие сюжета. Каждое такое изменение занимало 3-4 месяца и предполагало работу над ним не менее 20 человек.
• Было создано 588 декоративных площадок.
• Самая большая декорация – Министерство Магии.
• Площадка, просуществовавшая дольше всего, – Большой зал, который использовался от первого до последнего фильмов.
• Студия «Ливсден», на которой проходили всех съемки фильмов, раньше была аэродромом, существовавшим с 1940 г. В самом конце Второй мировой войны там было построено множество самолетов.
• На 80 гектарах территории студии почти 47 тысяч квадратных метров выделено непосредственно под съемочные площадки, там расположены девять огромных павильонов площадью почти 14 тысяч квадратных метров. Длина взлетно-посадочной полосы – 900 метров.
• Кроме фильмов про Гарри Поттера на студии проходили съемки таких картин, как «Сонная лощина», «Золотой глаз», «Звездные войны. Эпизод I – Скрытая угроза», «Смертельная битва-2: Истребление» и многих других.
• На студии «Ливсден» находится самый большой в Европе подводный резервуар для съемок, сконструированный для турнира Трех Волшебников. Замерзший пруд, в который Гарри ныряет за мечом Гриффиндора, также снимался там. Глубина резервуара – 8 метров, размеры 20 м на 20 м, есть смотровая кабина.
• За время съемок всех фильмов Дэн Рэдклифф «сносил» 160 пар очков.
• Чтобы запечатлеть безуспешные попытки Рона и Гарри уничтожить крестраж, было создано 40 экземпляров медальона Салазара Слизерина.
• Чтобы метлы были легкими и безопасными, в их конструкции был использован специальный сплав титана, применяемый в самолетостроении.
• Для мраморной лестницы в Хогвартсе было написано 250 картин, среди них есть и портеры продюсеров картин Дейвида Хеймана и Дейвида Баррона.
• Дэн Рэдклифф за время съемок использовал 60-70 волшебных палочек.
• Каждая палочка, которую вы видите в фильмах о Гарри Поттере, уникальна. Не существует двух одинаковых… даже у близнецов Уизли!
• Длина волшебных палочек – 33-38 см, и она оставалась неизменной, поэтому с годами актерам приходилось «дорастать» до них.
• 223 наименования было юридически «очищено» для того, чтобы иметь возможность использовать их в названиях всевозможных вредилок Уизли.
• Было придумано 120 ранее не существовавших товаров и наклеено 6 850 этикеток.
• Вагоны поезда, который отвозит учеников в Хогвартс, датируются 50-ми годами ХХ века. Состав из 4-х вагонов весом 78 тонн был привезен из Карнфорта, графство Камбрия.
• Всего в поезде четыре вагона (хотя их число может быть увеличено по мере необходимости).
• На языке железнодорожников настоящее имя поезда – «Замок Хогвартс». А «Хогвартс-экспресс» на самом деле – название службы сопровождения, которая забирает студентов с платформы 9¾ и отвозит в школу.
• Большой зал – одна из первых возведенных площадок – действительно о-о-очень большой. Внутри него могут уместиться 22 лондонских двухэтажных автобуса, а на отделку его стен ушло 100 тонн штукатурки.
• Столы и скамьи Большого зала были созданы специально для фильма, общая длина столов – 120 метров, плюс еще 240 метров скамеек. Столы были сделаны из сосны, с дубовой столешницей, а затем искусственно состарены с помощью цепей и топоров (хотя дети тоже весьма помогли процессу старения). В течение многих лет ученики добавляли свои собственные рисунки, что художник-постановщик Стюарт Крейг только поощрял, ведь это случается в любой нормальной школе!
• Источником вдохновения при создании кресла Дамблдора в Большом зале послужил трон из Вестминстерского аббатства.
• Одна из уникальных черт Большого зала состоит в том, что его пол выложен из натурального Йоркского камня. Это трудное решение было предложено Стюартом Крейгом; он понимал, что таком случае пол хоть и обойдется значительно дороже, но только так он сможет выдержать испытание временем и топотом тысяч детских ног.
• Чтобы построить Министерство Магии, понадобилось 22 недели.
• В Атриуме Министерства могут уместиться 50 лондонских автобусов.
• 14 офисов Министерства располагались на лесах над Атриумом. Самой большой сложностью стала масса таких конструкций, поэтому большая часть того, что можно увидеть (в том числе и архивы), сделана из фотообоев, приклеенных на картонные коробки, с добавлением небольшого количества настоящей мебели. Когда требовалось создать видимость работающих в офисах людей, находиться там могли только каскадеры.

Любимые реквизит и декорации

Актеры:

Эмма Уотсон
• Декорация: Министерство Магии
• Реквизит: Маховик времени

Руперт Гринт
• Декорация: Шахматная доска в «Философском камне»
• Реквизит: Делюминатор

Дэниел Рэдклифф
• Декорация: Министерство Магии
• Реквизит: очки Гарри

Том Фелтон
• Декорации: Большой зал (с эмоциональной точки зрения) и внутренний двор (с драматургической точки зрения)

Продюсеры и режиссер

Дейвид Хейман
• Декорация: гостиная Гриффиндора
• Реквизит: Маховик времени

Дейвид Баррон
• Декорация: гостиная Гриффиндора
• Реквизит: «Ежедневный пророк» в «Дарах Смерти», особенно номер газеты с заголовком «Вампир обратился в больницу после того, как съел чесночную гренку!!»

Дейвид Ятис
• Декорация: Типография Министерства Магии
• Реквизит: Колодец памяти