Грустная история о провале массада: «Расплата»

Фильм Расплата (The Debt)Похоже, не только у нас любят раскапывать странные и неприглядные моменты в истории страны. Государство Израиль давно уже вызывает у многих вопросы — откуда такое благоволение небольшому количеству людей, пусть и подвергшихся геноциду, со стороны мирового сообщества. О провалах заданий спецназа фильмов снято немного и, если честно, я ожидал чего-то скучного. Фильм «Расплата» — не скучный, но тоскливый до ужаса.

Три специальных агента израильского спецназа отправляются на задание в Берлин. Их цель — врач, который в бытность работы на фашистскую Германию провел гигантское количество экспериментов над евреями, в общем — участник геноцида. Агентам дано задание — привезти хирурга живым, чтобы провести показательный суд, но операция пошла не так, как задумывалось, и преступник исчез. Агенты в свою очередь договорились всем рассказать о том, что на самом деле они уничтожили цель, так как этого требовала ситуация. И вот, спустя десятилетия, в далеком украинском доме престарелых кто-то заявил, что он «тот самый хирург».

Ошибка спецагента, ее сокрытие и неумолимый срыв покровов — не слишком жалуемый сюжет в Голливуде. В различных вариациях подобную фабулу использовали многие сценаристы, например, схожий сюжет у фильма «Американец». Но успех ленте принесли несколько важных элементов. Во-первых, намек на реальность событий и еврейская тема — беспроигрышный вариант в США, где лица определенной национальности имеют серьезное лобби практически во всех сферах общественной и политической жизни. Во-вторых, в последнее время многие продюсеры любят сюжет «с душком», мол «от нас все скрывали» и «на самом деле было так». При этом, если раньше сомнению предавалась трактовка событий, в которых был замешан СССР, то теперь — довольно рискованно — решили поэкспериментировать с Израилем.

Если уж на то пошло, то в СССР и Израиле были самые беспощадные контрразведки. Заложенные еще Иосифом Виссарионовичем принципы зарубежной агентурной работы по устранению самых влиятельных фигур прошлого (например, убийство Троцкого), нашли свое продолжение в Моссаде — аналогичном спецподразделении в Израиле. Евреи, как и русские, предпочитали искать своих врагов до последнего, только если в случае с НКВД и КГБ цели тихо-мирно уничтожались, то Моссад поступал более демократично. Именно этот факт подвергается сомнению в «Расплате».

Я не думаю, что, обратившись к сюжету, я раскрою какую-то интригу. Это не тот фильм, в котором фраза «а убийцей был дворецкий» играет ключевую роль — тут больше о переживаниях и моральном выборе. Три агента, направленные на задание, не похожи друг на друга. Один — патриот, готовый ради имиджа страны пойти на обман, второй — молчаливый искатель справедливости, третья — молодая и неопытная шпионка, для которой это задание — первое. Мало того, что у этих трех не самых совместимых людей возникает любовный треугольник, они еще умудряются поддаться на троллинг закоренелого нациста, который, прочувствовав слабость каждого из них, сумел-таки сбежать.

По идее этот фильм разрушает мифы о Моссаде как о непобедимом оружии Израиля, но делает это как-то слабо. Сразу видно — не хватает Голливуду настоящих специалистов по поливанию помоями истории, но мы можем выписать парочку, у нас в России таких пруд-пруди. Особенно можем порекомендовать любителя снимать военные фильмы со сложным психологическим подтекстом — он уж разберется в тонком хитросплетении души беспощадного агента израильского спецназа.

Если честно, единственный, кто мне понравился в этом фильме — врач-нацист. Еспер Кристенсен так удачно изобразил циничного и осторожного фашиста, так хорошо передал его способность манипулировать людьми, что хотелось встать и аплодировать. Но нельзя — никто бы не оценил. Что касается агентов — они получились невнятными. Особенно хотелось отметить Сэм Уортингтон, который после «Аватара» и других киноработ нашел свое амплуа — немногословного мужика, у которого явно не все в порядке с головой, моралью и патриотизмом. Впрочем, дебиловатый вид этого актера способствует удачной передаче бури эмоций на каменном лице.

Вердикт: фильм длинный, тоскливый, и уж точно не для всех. Если нравятся психологические драмы о терзаниях неокрепших умов в критических ситуациях — смело смотрите.

Сходить в кино



 

Tags: