Пресс-релиз: «Без истерики!»

Пресс-релиз компании Каравелла DDC

Без истерики!

Правдивая история одного изобретения

Режиссер: Таня Уэкслер
Сценарий: Йон Лиза Дайер, Стефен Дайер
Продюсеры: Трэйси Бекер, Джуди Каиро
В ролях: Фелисити Джонс, Мэгги Джилленхол, Хью Дэнси, Руперт Эверетт, Джонатан Прайс

Руперт Эверет, Хью Дэнси и Мегги Джилленхол — в правдивой истории об изобретении… вибратора!

Викторианская Англия, 1880 год. Выпускник медицинской школы Мортимер Грэнвиль устраивается на работу в кабинет доктора Далримпла, который славится на весь Лондон уникальным методом лечения «истерии» — женского перевозбуждения — с помощью интимного массажа. Популярность «ручного» метода Далримпла растет с астрономической скоростью, и справляться с наплывом страждущих пациенток становится все сложнее.

С помощью своего друга Эдмунда молодой и прогрессивный врач находит изящное решение проблемы: приятели изобретают элегантный электрический приборчик, который вполне может заменить золотые руки мистера Далримпла. Известие о чудо-изобретении мгновенно распространяется среди лондонских дам…

Заражаясь истерией. История создание фильма

Идея «Без истерики» появилась благодаря одному малоизвестному историческому факту: в конце XIX века некий Джозеф Мортимер Грэнвиль, очень известный в Англии врач, оформил патент на изобретение вибратора, работающего от батареек, который он считал серьезным медицинским прибором. Грэнвиль рекомендовал свое изобретение, которое в то время получило название «Молоток Грэнвиля», для снятия мышечных болей и спазмов. Однако очень скоро новый прибор нашел новое применение: многие врачи стали использовать его как единственное надежное средство лечения широко известного, и малоизученного женского заболевания, получившего название «истерия». Основной методикой лечения этого состояния оставался «лечебный массаж» женских половых органов до «достижения состояния припадка». В Викторианскую эпоху считалось, что это успокаивает нервную систему. Достигаемое состояние не путали с оргазмом и не видели в этом ничего сексуального.

Пока шло пристальное изучение этого древнего мифа, который насчитывает уже более 4 тысяч лет, и им называли любое проявление нездоровья, вибратор продолжил открывать женщинам совершенно новый мир, в котором они обретали возможность изучать силу собственной сексуальности.

Когда продюсер Трейси Бекер, среди фильмов которой обладатель премии Оскар «Волшебная страна» режиссера Марка Фостера (Finding Neverland, 2004), впервые услышала историю Грэнвиля от писателя Говарда Дженслера, она была поражена, но потом почувствовала вдохновение. История создания известным в Викторианскую эпоху врачом из Лондона прибора, который станет весьма популярной сексуальной игрушкой, ей показалась прекрасной идеей для современного кино.

«Эта история могла вылиться в очередную скучную биографию», смеется Бекер. «Но ей суждено было стать блестящей романтической комедией, историей, выходящей за рамки обычного рассказа об изобретении, насыщенной духом перемен».

Бекер поделилась своей идеей с режиссером Таней Уэкслер, и уже они вместе обратились со своим предложением к творческому тандему Стефена и Йон Лизы Дайер, которые не смогли устоять перед кажущейся простотой задумки, реализация которой, однако, оказалась делом далеко не простым. «Трейси и Таня подсказали нам потрясающую идею для комедии, которую можно было выразить всего одним предложением: «Врач Викторианской эпохи изобрел вибратор». И мы, конечно, сразу же согласились. И только позже поняли, во что ввязались», признается Стефен. «Идея была блестящей, однако она нуждалась в персонажах, ситуациях, нам нужно было построить целый мир и его внутреннюю структуру».

Говорит Бекер: «Мы понимали, что должны нащупать то самое уникальное звучание. Не смотря на то, что события этой истории разворачиваются в XIX веке, ее последствия до сих пор не оставляют нас равнодушными. На мой взгляд, Дайерам удалось исключительно выгодно использовать сочетание пышной роскоши викторианской эпохи на поверхности и веселой комедийной ситуации, которая разворачивается на ее фоне. Вместо обычных шуток, они наполнили картину ситуативным юмором, который проявляется в череде абсурдных событий, которые разворачиваются вокруг очень трогательных и самобытных персонажей».

Дайеры начали активно изучать этот исторический период, в котором пыльные традиции прошлого соседствовали с жаждой новых открытий, когда врачи перестают полагаться на кровопускание и пиявок и начинают изучать генную теорию и психологию, когда освещенная свечами и газовыми светильниками реальность сменилась электрифицированным фейерверком механических изобретений.

Среди всего этого им удалось наткнуться на весьма странную главу в истории медицины XIX века, когда почти половине женского населения Лондона был поставлен диагноз «истерия», который на самом деле был применим к целому набору женских недомоганий, включая такие типично женские состояния, как подавленность, беспокойность, непослушание, дерзость, избыточный или, напротив, недостаточный интерес к сексу, и даже желание бороться за право голосовать. (Даже после того, как диагноз, наконец, был снят в середине 20 века, мы до сих пор говорим слишком возбужденным женщинам «Давай без истерики!»)

Симптомы состояния истерии имеют долгую и весьма интересную историю, начиная со времен древнегреческих врачей. Среди способов избавления от них в разное время предлагались «тазовый массаж», «пальпация», и даже такие креативные терапии, как езда верхом и водные процедуры. Однако, после того, как врачи Викторианской эпохи предположили, что имеют дело с настоящей эпидемией, практика лечения этого заболевания в Англии приобрела такой размах, как нигде и никогда раньше. Вместе с этим в любом лечении этого состояния не усматривалось ничего эротического. Напортив, любой прием считался сугубо неврологическим.

Поиски новых способов симуляции женщин, привели к появлению прототипа современного вибратора. Когда Мортимер Грэнвиль изобрел свой «Молоток», он прекрасно знал, что его можно использовать для лечения женской «истерии». Это и стало основой сценария для новой комедии. Дайеры решили уделить больше внимания личности самого Грэнвиля, его жизни и отношениям, включая его знакомство с этим загадочным женским недомоганием, его романтическим отношениям с такими разными дочерьми своего работодателя и, самое главное, внутреннему конфликту героя, который не мог решить наслаждаться ли ему громкой славой или последовать своим убеждениям и зову сердца.

«История Мортимера рассказывает о человеке, который верит в современную науку и хочет изменить медицину, теряет все, начав лечить женщин от истерии», объясняет Стефен. «Потери длятся до тех пор, пока он не встречает удивительную Шарлотту Далримпл, роль которой исполнила Мэгги Джилленхол. Она заставляет его решить для себя: что он готов принять в собственном поведении, а что нет».

Йона Лиза уточняет, что Мортимер, рискуя бросить вызов Викторианскому обществу, пытается сделать выбор между двумя сестрами Далримпл, разница между которыми и придает живости и юмора этой истории.

«Эмили — идеал Викторианского общества во плоти – исполнительная, благонравная, утонченная и совершенно подавленная», поясняет Стефен. «Шарлотта, с другой стороны, настоящий борец за права женщин. Она тратит деньги отца на помощь бедным женщинам. Для Мортимера этот выбор оказался непростым». Очень скоро Шарлотта становится настоящей занозой в боку Мортимера, что, однако, приводит к весьма романтичным последствиям. «Мне нравилось создавать образ Шарлотты, потому что это очень современный персонаж», говорит Йона Лиза. «Она искренне верит, и напоминает Мортимеру, что когда-то и он во что-то верил. Она постоянно его задевает, но эти споры только добавляют дров в огонь. Это непростые отнимающие душевные и физические силы отношения, однако, оборачиваются историей любви, потому что в конце-концов Мортимер понимает, что готов пожертвовать своей спокойной размеренной жизнью ради Шарлотты».

Во время работы над сценарием идея представить историю в виде романтической комедии показалась вполне естественной и Дайеры попытались ее развить. «Таня, Трейси, Йона Лиза и я всегда стремились создать фильм, который бы напоминал «Говардс Энд» по своему вниманию к деталям, но по тону напоминающему «Четыре свадьбы и одни похороны», объясняет Стефен. «Именно такую задачу ставила перед нами Таня».

Создание электрифицированного мира

Определившись с выбором актеров, авторы столкнулись с проблемой создания особого, доселе невиданного мира, того самого уголка Викторианского Лондона, в котором врачи делали интимный массаж своим пациенткам.

С самого начала Таня Уэкслер понимала, что ей необходимо показать две стороны жизни в Викторианскую эпоху: величественный, чопорный этикет, которым прежде всего известно это время с одной стороны, и дух перемен, который уже витал в воздухе, с другой. В конце концов, это был тот самый период, когда все, что раньше существовало только в фантазиях, теперь ломало традиции с ошеломляющей скоростью. Помимо вибратора среди новшеств того времени следует назвать бытовую швейную машинку, общественные сливные туалеты, пастеризацию пищи, метро, печатную машинку, телефон, фонограф, автомобили, электрическое освещение.

Чтобы передать переменчивые контрасты Викторианской эпохи между Старым и Новым мирами, богатым и рабочим классами, общественным спокойствием и социальными революциями в атмосфере фильма, Уэкслер обратилась к команде художников, в которую вошли оператор Шон Боббитт (сериал «Чувства и Чувствительность», реж. Стив МакКвин), художник -постановщик Софи Бечер («Альфи», «Убить короля»), монтажер Джон Грегори («Четыре свадьбы, одни похороны», «В Бригге») и художник по костюмам Ник Эде («Моя ужасная няня», «Эскадрилья»).

«Шон, Софи и Ник проделали уникальную работу на всех уровнях», признается продюсер Джуди Кайро. «А результат получился еще более удивительным, когда их труды прониклись еще более широкой американской чувственностью Тани Уэкслер. Мне кажется, это яркий пример потрясающего смешения двух культур».

Сара Кертис добавляет: «Мы тщательно подбирали не только актерский состав, но и производственную команду. Это были люди, которые чувствуют материал, понимают временной период, и при этом получают удовольствие от того, что делают. Нам безумно повезло собрать такую опытную и креативную команду».

Одной из наиболее сложных задач, стоящих перед съемочной группой, были поиски аутентичных английских декораций. «Снимать в Лондоне фильмы на сюжеты Викторианской эпохи становится все сложнее, потому что уголков с характерным колоритом XIX века остается все меньше и меньше», объясняет Кертис. И все же создателям фильма удалось отыскать Лютон Ху — поместье недалеко от Бэдфордшира, построенное еще в средние века, которое объединило в себе роскошный главный особняк и многочисленные вспомогательные строения.

После трехнедельных съемок в Лондоне, группа переместилась в Люксембург, где проходили съемки в интерьерах. «Так же как и в Лондоне, нам повезло с командой в Люксембурге, где собрались настоящие знатоки того периода», добавляет Кертис.

Создатели уделяли пристальное внимание даже малейшим деталям, начиная с длинны фраков до высоты причесок. Съемочные павильоны заполнили подлинным старинным медицинским оборудованием, актеров затянули в корсеты, облачили в жилеты и цилиндры. Все максимально приближенное к историческим реалиям той эпохи. Уэкслер позволила воцариться на площадке легкомысленной игривости.

Неожиданность вообще должна стать естественной реакцией на фильм «Без истерики!» судя по тому, как реагировали посторонние люди в процессе его создания. «Одна из основных сложностей, с которой мне пришлось столкнуться, — как ответить на вопрос о чем этот фильм», шутит Хью Дэнси.

Актерский состав

Мэгги Джилленхол (Шарлотта) на сегодняшний день является одной из самых талантливых молодых актрис. Не так давно ее роль Джин Крэддок в фильме «Сумасшедшее сердце» (Crazy Heart, 2009), где она сыграла вместе с Джеффом Бриджесом, была отмечена восторженными отзывами критиков и номинацией на Оскар «За роль второго плана». За восхищенными отзывами о ее игре в фильме «Секретарша» (Secretary, 2001), премьера которого прошла на фестивале в Сандэнсе в 2002 году, последовали номинация на приз «Золотой Глобус» за «Лучшую женскую комедийную роль», номинация на премию «Независимый дух» за «Лучшую женскую роль», награда Чикагского Кинофестиваля как «Самая многообещающая актриса», Награда критиков фестиваля в Бостоне «За лучшую женскую роль», награда Национального Совета Кинокритиков США и премия Готама в номинации «Прорыв года».

Через несколько лет, на фестивале в Сандэнсе в 2007 году, Мэгги представила свой новый фильм «Малышка Шерри», в котором она сыграла женщину-заключенную, отчаянно борющуюся со своей наркотической зависимостью и за право воспитывать свою дочь. Фильм был тепло встречен критиками и принес актрисе вторую номинацию на «Золотого Глобуса» на этот раз «За лучшую женскую роль в драме».

Среди других ее работ роль Рейчел Доуз в кассовом боевике «Темный рыцарь», режиссера Кристофера Нолана, и роль в картине Сэма Мендеса «В пути» (Away We Go, 2009).

Джилленхол активно участвует в театральных постановках. Например, она исполнила роль «Алисы» в пьесе Патрика Марбера «Близость» на Форуме Марка Тапера в Лос-Анджелесе у режиссера Роберта Игона, а до этого в Репертуарном театре Беркли. В ее послужном списке спектакль «Антоний и Клеопатра» в театре Ванборо в Лондоне. В 2004 году Мэгги сыграла главную роль в пьесе Тони Кушнера «Домоседка/Кабул», которая шла как в Лос-Анджелесе, так и на сцене B.A.M. Скоро Мэгги Джилленхол можно будет увидеть в пьесе Антона Чехова «Дядя Ваня», где она сыграет с Питером Саарсгардом и Мэйми Гаммер.

Среди последних работ Хью Дэнси (Мортимер Грэнвиль) «Мой придурочный брат» (Our Idiot Brother, 2011) режиссера Джесси Перетц и «Марта, Марси, Мэй, Марлен» (Martha Marcy May Marlene, 2011). Оба фильма получили признание критиков на кинофестивале в Сандэнсе в 2011 году.

Среди других киноработ актера «Адам», «Шопоголик», «Жизнь по Джейн Остин», «Вечер», «За воротами». «Король Артур», «Заколдованная Элла», «Интимный словарь», «Черный ястреб» и «Мушкетеры».

Среди его телеработ стоит выделить отмеченный критиками сериал «Элизабет I»режиссера Тома Хупера, в котором его партнерами стали Хелен Миррен и Джереми Айронс. Дэнси был номинирован на премию Эмми «За лучшую мужскую роль второго плана в минисериале или кино» за роль Графа Эссекса. Сам сериал был отмечен наградой «Золотой глобус» в 2007 году «Как лучший телевизионный мини-сериал» и премией Эмми как «Лучший минисериал».

Среди других телевизионных работ Дэнси — «Даниэль Деронда», «Дэвид Коперфильд», «Охотники за древностями», «Мадам Бовари».

На театральной сцене Дэнси появлялся в бродвейской постановке Дэвида Гриндли «Конец пути» вместе с Бойдом Гейном, Джефферсом Мейсом и Старком Сэндсом. Постановка «Конец пути» получила премию Тони в 2007 году как «Лучшая возрожденная пьеса». Недавно он вернулся на сцену в отмеченной критиками пьесе «Гордость» с Беном Уишоу и Андреа Райзборо.

Дэнси имеет диплом по английской литературе после окончания Колледжа Святого Петра в Оксфорде.

Джонатан Прайс (доктор Далримпл) – всемирно признанный актер, обладатель премии Оскар, известный своими работами как в кино, так и на сцене. Начиная со своих первых театральных работ в пьесах «Гамлет» и «Мисс Сайгон» до ярких кинотеатральных ролей в «Кэррингтоне» и «Пиратах Карибского Моря», Прайс завоевывал сердца зрителей по обе стороны Атлантики.

Азы актерской профессии Прайс постигал в RADA, после выпуска он 18 месяцев прослужил в труппе Liverpool Everyman Theatre, поле чего на целый сезон перешел в театр Nottingham Playhouse под управлением Ричарда Эйра. Спустя сезон, он снова вернулся в Ливерпульский театр в качестве художественного руководителя.

С этого момента началась его богатая на роли и события театральная карьера. В 1975 году Прайс сыграл в пьесе Тревора Гриффта «Комедтианты» в постановке Ричарда Эйра на сцене «The Old Vic». Позже он еще раз исполнит эту роль, но уже в постановке Майка Николса в Нью-Йорке и получит за нее свою первую премию Тони.

Параллельно с театральными достижениями Прайса, ему сопутствовал успех и на экране, где среди прочих его фильмов можно отметить «Обед пахаря», «Смерть телохранителя», «Глазированные заживо», «Джек попрыгунчик», «Варвары у ворот» (номинации на премию «Эмми» и «Золотой Глобус»), «Эпоха невинности», «Гленгарри Гленн Росс». В 1995 году Прайс исполнил главную роль в фильме Кристофера Хэмптона «Кэррингтон»., которая принесла ему главный приз Каннского Фестиваля «За лучшую мужскую роль», премию «Ивнинг Стандарт» и премию «BAFTA». Затем последовали роли в «Эвите», «Завтра не умрет никогда», «Ронине» и «Стигматы».

Прайс также широко известен по своей роли губернатора Уэзерби Свонна в первых трех частях «Пиратов Карибского Моря».

В знак признания его многочисленных театральных, кинематографических и телевизионных достижений Прайс был удостоен докторской степени Ливерпульского Университета в 2006 году. А в 2009 году он был удостоен Ордена Британской Империи в честь Дня рождения королевы.

Руперт Эверетт (Эдмунд) обучался у монахов бенедиктинцев в колледже Эмплфорт, где он учился игре на пианино и постигал актерское мастерство в Центральной Школе Сценической Речи и Драмы в Лондоне прежде, чем ему пришлось покинуть заведение в результате конфликта с учителями. Он поступил на службу в Городской Театр Глазго, где сыграл в пьесах «Дон Жуан» и «Дом, где разбиваются сердца». В 1984 году он совершил настоящий прорыв на киноэкраны, снявшись в роли Гая Беннетта в фильме «Другая страна». Эта роль уже была раньше в числе его театральных работ. Она была отмечена номинацией на премию «BAFTA» как «Лучший дебют». После этого он сыграл обреченного любовника убийцы Рут Эллис в фильме Майка Ньюэлла «Танец с незнакомцем» и несколько главных ролей, в том числе в фильме Андрея Кончаловского «Дуэт для солиста», «Утешение чужаков» Пола Шрейдера, «Высокая мода» Роберта Олтмана и «Безумие короля Георга» Николаса.

Он запомнился в роли приятеля-гея Джулии Робертс в фильме «Свадьба лучшего друга», за которую он был номинирован на «Золотой Глобус» и во второй раз на премию «BAFTA». После этого зрители могли видеть его в роли неповторимого Кристофера Марлоу во «Влюбленном Шекспире» и экранизации пьесы Оскара Уайлда «Идеальный муж» режиссера Оливера Паркера, за роль в котором он получил «Золотой глобус» и был номинирован на премию Европейского Кино.

Создатели фильма

Свою работу над фильмом «Без истерики» совместно с продюсером Трейси Бейкер Таня Уэкслер (режиссер) начала с двухстраничной предварительной версии киносценария. Но уже тогда она заявила, что должна непременно рассказать историю изобретения вибратора, даже если это будет последней киноработой в ее жизни.

Она родилась и выросла в Чикаго. Свой первый диплом по психологии она получила в Йельском университете. После этого она закончила Школу Искусств Колумбийского университета по специальности кинорежиссер, успев за это время снять две короткометражки «Танец» (Международный Фестиваль Теллурид. Кинофестиваль в Сиэттле) и «Крутые туфли» (победитель конкурса международного Кинофестиваля в Хьюстоне). Среди ее полномасштабных киноработ «Бал в доме», премьера которого состоялась на фестивале в Торонто («Познакомьтесь с семейкой злодеев») с Дженнифер Тилли, Дэвидом Стрэтэйрном. Джонатаном Такером и Итеном Эмбри в главных ролях, и «В поисках севера» (Междунаролдный кинофестиваль в Палм Спрингс, Ньюйоркский фестиваль гейского и лейсбийского кино, Аутфест в Лос-Анджеле, Фестиваль гейского и лейсбийского кино в Сан Франциско) с Венди Маккена и Джоном Бенджамином Хикли в главных ролях. Ее фильмы стоят в релизах многих международных кинотеатров и участвуют в кинофестивалях.

Стефен и Йона Лиза Дайер написали такие сценарии как «Хесус — наследник», «Без истерики» и «Пруд Миллера».

Йона Лиза Дайер актриса, артистка разговорного жанра и сценарист. Она снималась во множестве фильмов, рекламных роликов, играла в бродвейских постановках и постановках региональных театров. Вот уже три года она работает ассистентом Уильяма Бройли, одного из самых успешных голливудских сценаристов («Аполлон 13», «Отверженный»). В этой связи она активно работала над сценариями «Полярного экспресса» Роберта Земекеса и «Морпехов» Сэма Мендеса.

Стефен Дайер продюсер художественных фильмов. Среди последних его работ «The playroom» с Джоном Хоуксом и Молли Паркер в главных ролях. «В поисках севера» и «Бал в доме». Премьеры его работ состоялись на кинофестивалях в Сандэнсе и в Торонто. Он — частый участник различных международных фестивалей. Прокатом его картин занимаются такие компании как Strand Releasing, Cowboy Pictures и Universal Home Video, и они часто демонстрируются на таких каналах как HBO, Showtime, The Movie Channel, The Sundance Channel . Кроме того он оказывал помощь своей жене Йоне Лизе в работе над сценарием к фильму «Хесус-наследник».