Пресс-релиз: «Секретная служба Санта Клауса»

Пресс-релиз компании Sony Pictures Releasing CIS

Трехмерная анимационная семейная комедия «Секретная служба Санта Клауса» снята студиями Aardman и Sony Pictures Animation. Сюжет фильма наконец-то даст ответ на вопрос, тревожащий всех детей на планете: «Так как же Санта Клаус ухитряется успеть развезти все подарки за одну ночь?» Ответ прост как мычание: все дело в ультравысокотехнологичной суперсекретной станции Санты, которая кроется под многометровой тощей снега на Северном Полюсе. Впрочем, история вовсе не об этом. В основе сюжета лежат неизменные компоненты общепринятого веселого праздника, а главным героем становится отнюдь не героический персонаж – младший сын Санта Клауса по имени Артур. В отлаженной, как механизм швейцарских часов, системе доставки подарков происходит сбой и один из ста миллионов детей остается без рождественского подарка. Спасти положение и защитить честь семьи предстоит самому недееспособному из Клаусов. В этом опаснейшем приключении ему будут помогать диссидентствующий Дед Санта (отец Санта Клауса) и одержимая упаковочной манией эльфийка Бриони. Вместе они должны успеть доставить последний подарок до рождественского рассвета.

Columbia Pictures и Sony Pictures Animation представляют фильм производства студии Aardman «Секретная служба Санта Клауса». Персонажей озвучивают Джеймс МакЭвой, Хью Лори, Билл Найи, Джим Бродбент, Имелда Стонтон и Эшли Дженсен. Режиссер: Сара Смит. Продюсеры: Питер Лорд, Дэвид Спрокстон, Карла Шелли и Стив Пеграм. Авторы сценария: Питер Бэйнем и Сара Смит. Сопродюсер: Крис Джун. Исполнительный сопродюсер: Питер Бэйнем. Второй режиссер: Барри Кук. Композитор: Гарри Грегсон-Уильямс.

В фильме звучит песня Santa Claus Is Comin’ To Town («Санта Клаус приходит в город») в исполнении Джастина Бибера из его нового альбома Under The Mistletoe («Под омелой»). В альбом включен новый сингл Mistletoe («Омела»).

Как Санта это делает?

Представьте себе раскинувшееся над городом бесконечное звездное небо. Канун Рождества, дети в постельках видят сны о том, как Санта летит по звездному небу в санях, запряженных восемью красавцами-оленями… Внезапно на город падает тень. Из ниоткуда появляется миллион лучиков света, откуда-то сверху спускается миллион таинственных фигурок. Вторжение в город началось…

… но не волнуйтесь. Ведь именно таким образом Санта проворачивает свой фокус с Рождеством. Подарки доставляются на гигантских (в несколько километров диаметром) санях, истинном шедевре высоких технологий. Сани снабжены маскировочной системой, в них помещается миллион эльфов, которые работают группами по трое. У каждой из групп есть всего 18,14 секунд на то, чтобы пробраться в каждый дом, оставить подарки и перейти к следующему.

Санта Клаус действительно приезжает в город, но на этот раз печная труба точно не пострадает.

«У них есть все известные в мире технологии, и, притом, безвозмездно, − восхищается режиссер и соавтор сценария фильма «Секретная служба Санта Клауса» Сара Смит. – В этом фильме мы наглядно покажем, как выглядят эти уникальные технологические новшества, и как у них, Клаусов, все организовано».

Фильм «Секретная служба Санта Клауса» – первый опыт сотрудничества студий Sony Pictures Animation и Aardman. Последняя известна успешными во всех отношениях мультфильмами «Побег из курятника» и «Уоллес и Громит: проклятие кролика-оборотня». Работы студии получили более 400 различных призов, включая четыре «Оскара»® (три – в номинации «лучший анимационный короткометражный фильм», и «лучший анимационный фильм» за кролика-оборотня). Картина «Секретная служба Санта Клауса» стала вторым фильмом, в рамках съемок которого сотрудники Aardman работали с компьютерной графикой. Амбиции создателей диктовались неординарностью сюжета: героям предстояло доставить два миллиарда подарков за одну ночь.

Верхушку иерархической лестницы секретной организации представляет, разумеется, сам Санта. Хотя в наши дни он скорее выступает неким символом, зиц-председателем, готовым уйти на заслуженную за многие годы работы пенсию. Второй секрет, который раскрывает фильм «Секретная служба Санта Клауса», состоит в том, что на самом деле существует целая династия Клаусов, в которой почетная обязанность Санты передается от отца сыну на протяжении более 1000 лет! Повседневными заботами XX-го Санты занимается его старший сын Стив – альфа-самец, которому по праву первенства рождения предстоит надеть фирменную красную униформу. Отец Санты, ДедСанта когда-то тоже носил эту форму и с пеной у рта доказывает любому встречному и поперечному, что делал это лучше, чем кто бы то ни было когда бы то ни было. Однако по выслуге лет он был давным-давно отправлен на пенсию, как и его любимые старые сани. Почетную роль Первой Леди Северного Полюса играет миссис Санта. Ее основная задача – поддерживать огонь в очаге дома Клаусов. Хотя и других забот у нее хватает – открытие больницы для эльфов, переговоры с Зеленым Миром, заключение договоров on-line и помешивание варящейся фирменной рождественской подливки.

Остается упомянуть еще об одном члене семейства Клаусов – Артуре.

«Артур свято верит в Рождество, и вовсе не потому, что был рожден в такой семье, − говорит Джеймс МакЭвой, озвучивший героя. – Он верит в Рождество искренне, всей душой. Во всем мире не найдется другого такого человека, кто бы верил в этот светлый праздник столь же рьяно, сколь Артур».

Впрочем, любовью к празднику все и ограничивается. Артура отнюдь нельзя назвать достойным продолжателем дела легендарного рода. Ему приходится с трудом осваивать любую должность, которую доверяет ему отец. Даже кажущиеся простыми и рутинными операции ему не даются – начиная от упаковки подарков, и заканчивая техническим обслуживанием многочисленных агрегатов фабрики Санты. Хотя уже в начале фильма Артур находит место, которое приходится ему по сердцу – отдел детских писем, приходящих на имя Санты. Он видит, что многие дети с нетерпением ждут Рождества – они не просто просят подарков, но присылают подарки сами; в письма вкладывают рисунки; интересуются тем, как же у Санты все получается.

Артур – нетипичный герой. По крайней мере, герой в нем не проявляется до тех пор, пока один ребенок по ошибке не остается без подарка. Только тогда Артур решает взять ситуацию под свой личный контроль и решить проблему по-старинке.

Неожиданного соратника Артур находит в лице своего дедушки, Деда Санты. У того – свои причины ввязаться в это рождественскую авантюру. «Дед Санта может показаться капризным и занудным, но с Артуром их связывает очень прочное взаимопонимание и энтузиазм по поводу самой идеи Рождества, − говорит Билл Найи, озвучивший персонажа. – Он – единственный, кто действительно может помочь Артуру».

Дед Санта заинтересован в спасении Рождества не только потому, что так нужно. Старик не хочет упускать шанса показать семье, что старые и раньше срока зачехленные сани все еще на ходу. Можно сказать, что Клаус-старший снова оказывается на передовой. «Мне нравится то, что он начинает за упокой, а заканчивает за здравие, − говорит Найи. – В начале фильма он предстает весьма непривлекательным персонажем, но по мере развития сюжета целиком и полностью реабилитируется».

Хью Лори озвучивал старшего сына Санты Стива. «Хью озвучил своего героя просто неподражаемо, − считает Смит. – Персонаж получился прикольным и немного самовлюбленным – такой далеко не все актеры схватывает «на лету». Хью проникся самой сутью характера Стива и озвучил его именно с теми интонациями, что требовалось».

«Стив – отнюдь не ключевой персонаж операции «Рождество», − признается Лори. – Как члену семьи Клаусов, ему приходится учитывать субординацию… Вообще, неудачная шутка. Попробуете ее процитировать – я вас засужу!»

Режиссер фильма Сара Смит написала сценарий вместе со своим близким другом и коллегой Питером Бэйнемом. Смит вспоминает, что вскоре после того, как она начала работать в Aardman над новым программным пакетом, «Пит позвонил мне, сказал: «У меня, кажется, родилась самая потрясающая идея, какую только можно себе представить» и вкратце описал сюжет «Секретной служба Санта Клауса». Задумка сразу же пришлась мне по душе. История получилась эмоциональной и смешной. Сейчас, я, пожалуй, могу назвать ее своей любимой».

«Я, как и многие другие, не понимал, как Санта везде успевает, − говорит Бэйнем, чьи многочисленные работы (включая соавторство сценария к фильму «Борат») неоднократно были номинированы на «Оскар»® и телевизионную премию BAFTA. – Как эта служба доставки устроена? Очевидно, что одними санями о восьми оленях тут дело не обошлось. Как получается, что ни один радар или спутник не фиксирует столь странный объект? Тогда-то у меня и начал вырисовываться довольно загадочный и заманчивый мир для киносюжета. По своей натуре я всегда тяготел к комедиям. Поэтому в истории появился сын Санты – почти столь же непрактичный, как и я сам, и свято верящий в Рождество. При этом его абсолютно не прельщает перспектива жать на какие-то кнопки и вообще участвовать в этой высокотехнологичной операции».

Продюсер Питер Лорд, один из основателей компании Aardman, сразу же ухватился за предложенную ему идею. «За год приходится читать тысячи сценариев, но ждешь одну историю – ту, которая будет для тебя что-то значить, которая действительно сработает, − объясняет Лорд. – Сценарий к «Секретной служба Санта Клауса» был именно тем, который я ждал».

«С того момента, когда Aardman предложил нам этот сюжет, мы знали, что фильм получится замечательный, − вспоминает президент Sony Pictures Digital Productions Боб Ошер, руководитель анимационного подразделения студии, который частенько посещал бристольскую штаб-квартиру Aardman. – В истории о семействе Санты мы увидели большой потенциал, который студия Aardman вполне могла раскрыть для широкой аудитории».

«Нам импонировало то, что за проект взялась студия Aardman, потому что идея проста, но при этом животрепещуща и актуальна, − говорит продюсер фильма Карла Шелли. – Больше всего нам понравились персонажи и юмор, которым был насыщен сценарий. В них чувствовался уникальный подчерк Aardman – персонажи были не до конца проработанные, немного небрежные».

«Фильм получился смешным, но с очень четким посылом к зрителю – как и все произведения Aardman, − считает МакЭвой. – Он остроумный, оригинальный, местами – крамольный, очень непохожий на другие мультфильмы и очень смешной. Я думаю, именно поэтому мы все так за него переживаем».

На стадии написания сценария Смит и Бэйнему очень понравилось просчитывать математику операции Санты и героической миссии Артура. «Достаточно представить, как на самом деле работает служба Санта Клауса, можно с ума сойти, − считает Бэйнем. – Начинаешь размышлять: «Так, стартовать они должны с южной границы Новой Зеландии, а затем зигзагообразно перемещаться по всему миру и успеть за 12 часов». Мы много спорили относительно часовых поясов, о том, мог ли Санта влетать на своих санях в дневное время, а потом снова – в ночное. То, что мы отводим эльфам 18,14 секунд на каждый дом, стало результатом кропотливых математических изысканий».

«Мы выяснили, сколько детей живет на Земле, сколько подарков они обычно получают, сколько времени потребуется, чтобы посетить каждого, − продолжает Смит. – После этого мы рассчитали расстояние, которое требовалось покрыть в полете Артуру и ДедуСанте. Мы прикинули, с какой скоростью должны лететь сани с восемью оленями, чтобы ДедСанта успел облететь весь мир за одну ночь. Мы учли и то, что будет, если бы один из их оленей, скажем, вывихнул ногу, и то, как это сказалось бы на скорость передвижения».

«Они провели потрясающее логистическое исследование, а мы постарались учитывать его в своей работе, − говорил главный аниматор картины Алан Шорт. – Мы составили особое расписание, в которое заносили все события, так или иначе связанные с течением времени. Если вы видите в кадре часы, они показывают именно то время, которое должно было быть на тот момент. Все события в фильме выстроены в четкий хронологический порядок».

Впрочем, ничего просчитывать зрителям не придется – за них все расчеты провели Смит и Бэйнем. Авторы надеются, что вместо этого аудитория сконцентрирует внимание на чем-то более важном – истории. «Когда мы с Питом работали над сценарием, для нас было очень важно самим чувствовать то, о чем пишем; верить в Рождество всем сердцем, − говорит Смит. – То есть, нам хотелось не «черпать вдохновение», а выступать генераторами оного. И, учитывая то, что мы вложили в сценарий свои реальные эмоции, для нас фильм стал чем-то очень личным».

«Мы начали работу с вопроса: «Как Санта все это делает?», − добавляет Бэйнем. – Но по мере раскрытия сюжета, вопрос несколько видоизменяется. Важнее не «как», а «зачем»».

О персонажах

Артур (Джеймс МакЭвой)

«Санта – мой папа!» Несмотря на то, что Артур живет в мире, в котором целый год готовятся к Рождеству, он всем сердцем ЛЮБИТ этот праздник. Особенно теплые чувства он питает к самому Санте – и как к отцу, и как к персонажу. Ему важно то, что Санта значит для детей; та душевная теплота, которая все чаще теряется в системе операции «Рождество», ставшей последнее время излишне громоздкой. Беда в том, что в ультра эффективной и высокотехнологичной миссии по доставке Рождества населению Земного шара младший сын Санты чувствует себя «не пришей кобыле хвост». У него аллергия на снег, боязнь высоты, оленей и путешествий на больших скоростях – Артура никак нельзя назвать типичным Клаусом. Родственники любят его, но не знают, какое применение найти младшенькому в семейном бизнесе. Наконец, Артур задерживается в отделе писем. И, несмотря на то, что в его офисе царит бардак, где тут и там встречаются сувенирные снежные шары и рисунки Санты, именно здесь Артур находит ту утерянную сердечность праздника, о которой никто на Северном Полюсе больше не задумывается. Он просто верит в Санту.

«Артур вчитывается в каждое письмо, которое приходит на Северный Полюс, потому что свято верит в то, что каждый ребенок может рассчитывать получить подарок на Рождество, − говорит Джеймс МакЭвой. – В отдел писем Артура «сослали», потому что он натворил немало бед на Северном Полюсе. А он только рад – по долгу службы ему необходимо читать письма детей, ежесекундно и ежедневно подчеркивающие важность Рождества».

«Артур не может смириться с мыслью, что ребенок проснется рождественским утром и не найдет подарка от Санты, − добавляет Смит. – Артур смотрит на мир глазами этого ребенка – для него эта оказия будет означать конец света».

«Артур – фанат и рабочая лошадка Рождества, − продолжает МакЭвой. – Он – самый счастливый человек, потому что живет в любимом празднике. Мне очень нравится играть воодушевленных героев − приходится поддерживать накал эмоций по мере того, как персонаж стремится к намеченной цели».

Стив (Хью Лори)

«Рождество – не время для эмоций». Старший сын Санты Стив – законный наследник престола Клаусов. Он очень профессионально выполняет свою работу – высокотехнологически эффективен, по-военному собран и точен. Кроме того, под его контролем находится S-1: трехкилометровый невидимый санелет. Всю свою сознательную жизнь Стив мечтал стать Сантой; он даже несколько видоизменил классический костюм Санты, так что добрый волшебник стал больше походить на модель «Версаче», нежели на Святого Николая. Хотя Стиву еще есть над чем поработать в собственном сердечном департаменте.

«Управлять Рождеством – самая большая и желанная ответственность для Стива, − считает Смит. – Ему кажется, что он управляет службой доставки Federal Express и армией одновременно. Единственное, что его немного удручает – он все же не наделен такими безграничными полномочиями, как сам Санта Клаус».

«Стив относится к себе чересчур серьезно, − считает Лори. – Он даже смеется невпопад, потому что с чувством юмора у него явные напряги. Но, что греха таить, со всеми нами такое случается. Он – вполне профпригодный парень, у которого есть четкая программа по модернизации и улучшению операции «Рождество». Ему не терпится сделать праздник произведением искусства, скинув со счетов сердечную, «пушистую» часть Рождества. Он стремится максимизировать подаркодарение. Возможно, он и не наделен всеми социальными качествами идеального босса – он просто делает свою работу так, как считает нужным и правильным».

Дед Санта (Билл Найи)

«Я и теперича – хоть куда! И не сдались мне ваши миллиарды эльфов в дурацких шляпках!» Дед Санта – отец Санты Клауса, в недавнем прошлом сам исполнявший функции рождественского волшебника. Недавно он отметил свой 136-й день рождения. Типичный дедок старой закалки, который постоянно нудит, что «в мое-то время все было лучшей да душевней». Периодически сам выезжает на прогулку на своих старых санях, запряженные восемью оленями. Деда Санту давно отправили на заслуженную пенсию, но он не утратил гордости и никак не может смириться с отставкой. Миссия Артура дает старику шанс снова почувствовать себя на коне, как в старое доброе время.

«Дед Санту с Артуром связывает очень прочное взаимопонимание и энтузиазм по поводу самой идеи Рождества, − говорит Билл Найи, озвучивший персонажа. – Эта прочная дружба очень важна для них обоих».

Может показаться, что ДедСанта чувствует себя потерянным на этом «празднике жизни». Однако Найи утверждает, что увидел в своем герое четко выраженную жизненную позицию. «Дед Санта не отрицает «новое, улучшенное» Рождество в пользу своей ностальгии, − говорит актер. – Просто он считает, что дела нужно делать как-то душевней. Он верит – то, что происходит в Рождество, вообще нельзя соотносить с профессией в каком бы то ни было смысле слова».

Санта (Джим Бродбент)

Вам кажется, что ваш отец работает сверхурочно? Тогда подумайте о том, каково приходится отпрыскам Санты. Огромные пузатый дядя в красном костюме и с белоснежной бородой давно и с успехом выполняет функции героя для многих детишек. Главный герой, о котором пойдет речь в фильме – 20-й в династии Клаусов. Однако по мере того, как технология доставки подарков становится все более сложной, он начинает чувствовать себя неким «зиц-председателем». Он все еще чувствует себя генералом, который командует армией доставляющих подарки эльфов. Но непосредственную координацию их работы ведет Стив, а его отец, если можно так сказать, ограничивается функцией наблюдателя.

«XX-й Санта был ключевой рождественской фигурой на протяжении семидесяти лет, − говорит Джим Бродбент, − и остается тем же очаровательным Сантой, которого все мы знаем и любим. Для меня большая честь – озвучить столь любимого детьми всей Земли героя. Мне кажется, я вообще не достоин оказанного мне доверия, но сделал все от меня зависящее, чтобы не ударить в грязь лицом».

«Санта любит быть Сантой, − говорит Смит. – Он – самый очаровательный и счастливый человек на Земле – многие годы купается в детском обожании. Но в то же самое время в нем постоянно идет конфликт эмоций и интересов. С одной стороны, он очень устал. Он слишком долго был Сантой, все его жизненные показатели мониторятся так называемым «Пультом Миссии». С другой стороны, его до смерти пугает мысль о пенсии. Он слишком долго был Сантой и не знает, чем будет заниматься, если уже не будет Сантой».

Поиски голоса своего героя Бродбент начал с внешности своего героя – попросил показать, как будет выглядеть Санта. «Ты смотришь на картинку, и представляешь, как бы этот герой мог говорить, − объясняет актер. – Могу сказать, что было не сложно подобрать голос к персонажу, который прорисован столь тщательно».

Миссис Санта (Имелда Стонтон)

Как и многие другие жены влиятельных мужей, миссис Санта – одаренная интеллектуалка, остающаяся в душе внимательной, заботливой женщиной. Она вынуждена скрываться в тени своего могущественного супруга, при этом руководит многочисленными и подчас весьма важными закулисными процессами. Когда же наступает кульминационный момент (Санта вынужден брать ситуацию под личный контроль и самолично спускаться в привычный нам мир), миссис Санта берет под контроль санелет. И, надо сказать, десятилетия упорной учебы, штудирования книг и интернет-курсов не прошли даром – миссис Санта демонстрирует истинное мастерство во всем, начиная с глобальной навигации и заканчивая пилотированием сверхлегкого летательного аппарата.

«Миссис Санта в чем-то похожа на Первую Леди, − считает Смит. – Ей приходится отдать мужчинам бразды правления, но за кадром она делает многое, чтобы все работало слаженно. Она предстает некой «затронной силой»».

«Именно благодаря миссис Санта все работает гармонично и организованно, − говорит Имелда Стонтон, озвучившая Первую Леди Северного Полюса. – Она похожа на многих других женщин – кажется, что она не делает ничего, в то время как на самом деле она делает все».

Санта приближается к пенсионному возрасту, и супруга готова всецело поддержать его в этот нелегкий период. «Ей очень хочется, чтобы отец семейства хоть раз за многие годы встретил Рождество в кругу семьи, − объясняет позицию своей героини Стонтон. – Мне кажется, что это очень милое желание».

Это не первый и не последний проект, на котором Стонтон работает со студией Aardman – она озвучила одну из ролей в фильме «Побег из курятника» и озвучит еще одну в фильме «Пираты: банда неудачников». Однако не только это стало предпосылкой для того, что Стонтон согласилась озвучивать миссис Санту. Дело в том, что именно она вдохновляла аниматоров, создававших образ персонажа, еще до того, как ее пригласили на пробы. Да и сама Стонтон весьма тепло относится к анимационной студии. «Когда дело касается того, чтобы поработать со студией Aardman, не имеет значения, идет ли речь об одной реплике или о 10000 – надо соглашаться, − уверена актриса. – Есть ли человек, которому может не понравиться их творчество? Словом, мне очень повезло поучаствовать в этом проекте».

Бриони (Эшли Дженсен)

Бриони Шелфли – эльфийка, маниакально-лояльный пехотинец упаковочного дивизиона третьего уровня, мелкая сошка подарко-упаковочного батальона Санты. Она абсолютно одержима своей работой и может завернуть любой подарок, завязав ленточку одним из 118 вариантов банта. Впрочем, как и все другие эльфы, Бриони мечтает когда-нибудь войти в команду, которая имеет личный визуальный контакт с детьми. Поэтому когда возникает такая возможность, Бриони, не задумываясь, присоединяется к миссии Артура и ДедаСанты по доставке пропущенного по ошибке подарка.
«Она – настырная маленькая рабочая пчелка, обожающая правила перфекционистка, − говорит Эшли Дженсен, известная своими ролями в сериалах «Массовка» и «Дурнушка». – Она в восторге от перспективы стать частью миссии Артура по доставке последнего подарка. Она похожа на ребенка примерного поведения – она подчиняется правилам и делает то, что ей говорят; но когда возникает ситуация, хоть немного отличающаяся от привычной рутины, она начинает нервничать и паниковать».

Вдохновение на озвучание этой роли Дженсен нашла без проблем. «Моя героиня – эльфийка, поэтому у нее должен быть тоненький голосок, как у маленького ребенка, − говорит актриса. – Я частенько так играю со своим ребенком – говорю ему писклявым голосом: «Эй, послушай какой у меня тоненький голосок». Я думаю, именно сын стал моим вдохновителем на эту роль. Вообще, он у меня сам похож на эльфа – такой же неугомонный».

О производстве

Сотрудничество Aardman и Sony Pictures Animation

Компания Aardman известна своими мультфильмами, выполненными в характерном стиле и наполненными здоровым юмором. Взявшись за работу над «Секретной служба Санта Клауса», сотрудники компании оказались перед сложной дилеммой: как преобразовать характерную чувственность Aardman в трехмерный анимационный фильм?

«Мы в Aardman убеждены, что фирменный стиль вдохновляет на многие свершения, − говорит Питер Лорд, продюсер фильма и один из основателей студии Aardman. – Нам нравиться снимать самые разные картины. Эта качественно отличается от всего того, что мы делали ранее – компьютерная графика, масштаб, дизайн, стиль повествования. Кроме того, в сценарии было прописано множество важных мелочей, без которых было просто не обойтись. Но мы рады, что взялись за такой «непохожий» проект, потому что по душевности он нисколько не уступит другим проектам студии Aardman».

Работа над проектом началась с мозгового штурма, в котором были задействованы сценаристы студии Aardman, команда аниматоров Sony Pictures Animation, технологи и специалисты по компьютерной графике Sony Pictures Imageworks и команда аниматоров Aardman. По словам президента Sony Pictures Digital Productions Боба Ошера, Aardman идеально подошла для реализации планов Sony Pictures. «Нам было очень важно соблюсти уникальную стилистику Aardman в каждом герое и в каждом нюансе, особенно когда проект перешел в стадию визуализации, − говорит Ошер. − Наше цифровое производственное подразделение Imageworks очень внимательно и скрупулезно относится к материалу каждого фильма. Ровно как Sony Pictures Animation никогда не навязывает собственный фирменный стиль – мы хотим, чтобы каждый последующий проект был уникален».

«Этот фильм изначально задумывался, как крупномасштабный, и не было никаких сомнений в том, что он будет выполнен в компьютерной графике, − говорит Дэвид Спрокстон продюсер фильма и соучредитель студии Aardman. – Точнее, мы понимали, что никак иначе, кроме как в компьютерной графике, его не сделаешь. Поэтому наше сотрудничество с Sony Pictures Animation стало более чем логичным».

Работа началась в английской студии Aardman в Бристоле – именно там кинематографисты приступили к разработке дизайна персонажей, сказочного мира, да и всей истории. Некоторым ключевым фигурам Sony Pictures Animation и Imageworks пришлось на время переехать в Бристоль, чтобы объединить усилия с командой Aardman и убедиться, что трансформация вербальных образов в визуальные проходит по намеченной программе. Среди прочих был и представлявший Sony Pictures Animation Донни Лонг, который приехал в Бристоль на правах главного раскадровщика фильма. «Клаусы – британская семья, поэтому считаю, что место для начала работы над фильмом было выбрано идеально, − говорит Лонг. – Меня можно назвать истинным фанатов британских комедий – и телевизионных, и полнометражных, и шоу актеров разговорного жанра. Не говоря уже о проникновенной анимации студии Aardman. Поэтому поработать в их офисе стало для меня сбывающейся мечтой. Кроме того, я рассматриваю эту поездку в Великобританию, как неоценимый опыт».

Когда команда была готова перейти непосредственно к анимации, настала очередь сотрудников Aardman перемещаться в калифорнийский Калвер Сити, чтобы примкнуть к команде Sony Pictures Animation. «Мы закончили работать в Бристоле пятничным вечером и снова вернулись к работе в понедельник, но уже в Калифорнии, − вспоминает продюсер Стив Пеграм. − Sony Pictures Animation располагает богатейшей базой талантливых аниматоров и фантастическим инструментарием Imageworks. Представителям Aardman разумеется имело смысл поучиться компьютерной графике у профессионалов, который работали в этом направлении уже не первый год».

Крис Джун давно и с успехом продюсирует проекты Sony Pictures Imageworks. В их числе – «Человек-паук», «Стюарт Литтл», «Полярный экспресс», «Беовульф», а также «Лови волну!» и «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» для Sony Pictures Animation. «У Aardman была на руках отличная история – им нужен был кто-то, кто бы перенес эту идею на широкий экран, − говорит Джун, выступающий сопродюсером «Секретной служба Санта Клауса». – Мне кажется, они решили, что мы сможем сделать этот фильм честно. Я могу гордиться проделанной работой – картина вышла большой и амбициозной. На самом деле, я просто в восторге от того, насколько красиво все получилось».

Первым вопросом, который был поставлен на повестке дня, стал: как сделать этот амбициозный выполненный в компьютерной графике проект, также и узнаваемым продуктом студии Aardman? Персонажный аниматор Тим Уоттс говорит: «Ключевой задачей команды дизайнеров и аниматоров стала «Aardmanизация» картинки. Мы пытались оперировать упрощенными формами, схожими с работами Aardman, но в несколько ином, более приземленном стиле».

«На ранних стадиях работы над дизайном персонажей мы пытались ухватить саму суть героев мультфильмов Aardman, − говорит Джун. – Они работают с пластилином, поэтому в их персонажах неизменно присутствуют некоторые изъяны. Много времени мы убили, разбираясь с асимметричностью персонажей – по мере того, как они становятся менее идеальными, зрители по идее должны невольно ассоциировать себя с ними. Для Сары это было очень важно, и она четко дала это понять».

Художник-постановщик Евгений Томов соглашается с коллегой: «Было очень непросто с одной стороны сделать так, чтобы в проекте узнавался подчерк Aardman, а с другой – все же отойти от эстетики покадровой съемки, которой славится эта студия. Картинка должна была быть правдоподобной, но не гипертрофировано реалистичной».

Поскольку и Смит, и Бэйнем не понаслышке знакомы с игровым кинематографом, они подошли к работе над проектом с определенной долей игрового кино. «Я с самого начала планировал снять по этому сценарию полнометражный фильм, − признается Питер Бэйнем. – Я даже указал это в своем первоначальном предложении. Но Сара убедила меня в том, что это должна быть анимация, и оказалась права. Знаете, иногда я смотрю рождественские фильмы и не могу отделаться от мысли: «Ну да, популярный актер в костюме Санты». Посмотрев «Секретную службу Санта Клауса», я подумал: «Это и есть сам Санта». В игровом кино нипочем нельзя было бы изобразить Пульт Миссии или S-1 так, как это сделали аниматоры. Я просто счастлив, что мы остановились именно на мультипликации».

Сценарий к анимационному фильму можно писать по-разному, но, учитывая богатый опыт, Смит и Бэйнем смогли по большей части избежать набивших оскомину клише – не перебарщивали с динамичной анимацией и акцентировались на эмоциональных сценах. «Сами того не понимая, мы с Питом приняли один из самых опасных вызовов в анимационном кино – аниматорам пришлось рисовать героев, ориентируясь на настоящие человеческие эмоции», − говорит Смит.

«Этот аспект мы долго обсуждали, − говорит главный аниматор фильма Алан Шорт. – Мы старались избегать клише там, где это было возможно. Мы задавались вопросами: как люди поступают в подобных ситуациях? Что бы мы увидели в кадре, если бы снимали игровой фильм?»

Несмотря на то, что аниматоры рисовали кадры от руки, рождавшиеся на страницах персонажи обладали всеми качествами живых актеров. По словам Шорта, он может гордиться работой своей команды, особенно после того, как фильм был завершен. «У нас были сцены, в которых лицо персонажа занимало весь экран, и герой «играл» исключительно мимикой. Очень сентиментальная сцена, хотя и не до слез. Мы поощряли стремления аниматоров снять на видео ту или иную человеческую эмоцию – в итоге, они документировали эмоции друг друга. Таким образом накапливался материал, который впоследствии использовался для анимации той или иной эмоции рисованного персонажа. Для меня это были самые занятные моменты на съемках «Секретной службы Санта Клауса» – аниматоры демонстрировали какую-то эмоцию, а у меня перехватывало дыхание, потому что я чувствовал, как будущая анимация оживает у меня на глазах. Да, задание действительно было сложным, но я могу гордиться тем, как мы с ним справились».

В каком-то смысле подход Смит и Бэйнема к фильму, как к игровому, сочетался с общим стремлением сохранить фирменный стиль Aardman: покадровая съемка осуществляется примерно по тем же принципам. Как известно, при съемке с применением компьютерной графики любой предмет может быть смоделирован на компьютере, виртуальная «камера» может располагаться в любой точке и снимать под любым углом. Аниматорам фильма «Секретная служба Санта Клауса» пришлось поработать с моделями и реальной камерой (как заправским операторам и режиссерам игрового кино).

«С другой стороны, разница не столь очевидна, − считает продюсер Дэвид Спрокстон. – Все то же самое, что должно быть выстроено на компьютере, профессионалы покадровой анимации выстраивали на своих «съемочных площадках». Разумеется, в арсенале компьютерщиков есть такая ценные функции, как copy и paste, но по большей части экстерьер, интерьер и героев приходится рисовать вручную. Эта система работает в каждом нашем фильме – мы всегда рукодельничаем, отдавая большое внимание деталям. Команда целиком и полностью отдается текущей работе, и творит с душой. Разумеется, впоследствии это неизбежно будет заметно на экране».

Супервайзер по визуальным эффектам Даг Икелер говорит, что подобный подход открыл аниматорам глаза и развязал руки. «Сара выдернула нас из той «зоны комфорта», в которой мы нагрели места, − говорит он. – Ее не сдерживали ограничения, которые мы все знали, и в рамках которых работали. Она просила нас сделать нечто по определению невозможное. После секундного ступора мы начинали размышлять и приходили к решению, что это возможно».

Звезды Рождества: Дизайн персонажей

Работа над дизайном «Секретной службы Санта Клауса» начался с персонажной анимации. «Для нас главным аспектом являются персонажи, − говорит продюсер Стив Пеграм. – Мы никогда не начинаем работать с мыслью, что «картинка должна выглядеть так-то или так-то». Мы начинаем работать с персонажами, а картинка словно дорисовывается сама».

«Самое главное сделать персонажей стильными и реалистичными, − соглашается Томов. – А интерьеры и экстерьеры – это мир, в котором будут жить уже нарисованные герои».

Дизайн персонажей поручили известному иллюстратору и аниматору Питеру деСеву, который создал первоначальные скетчи того, как будут выглядеть герои. Впоследствии эти скетчи перешли к Тиму Уоттсу, который создал полноценных персонажей. Эти финальные наработки могли быть анимированы в любом сочетании трех измерений.

«Мы всегда начинаем с набросков и эскизов, − объясняет Уоттс. – Когда тот или иной рисунок нравился Саре, мы переходили к скульптурной стадии, чтобы получить представление о том, как герой будет выглядеть в трех измерениях». Во многих фильмах, снятых с использованием компьютерной графики, моделирование происходит непосредственно на компьютере. Однако над «Секретной службой Санта Клауса» Уоттс решил работать по старинке – с глиной.

«Сара нам очень помогала, − продолжает Уоттс. – Я помню, она была рядом, когда я лепил фигурку Деда Санты. Мы разговаривали, и по ходу беседы, я прислушивался к ее советам и рукодельничал − где-то добавлял, где-то – отрезал. Процесс получился очень интерактивным».

Разумеется, главным персонажем был Артур. «Он не до конца осознает то, как к нему относятся, − объясняет Уоттс. – Все, что он носит, давным-давно вышло из моды. Взять хоть этот ужасный рождественский свитер. Мы сделали его худышкой с тем, чтобы этот свитер болтался на нем, как на вешалке».

По словам Уоттса, при создании самого Санты предпочтение было сделано в пользу «канонического образа. Однако наш Санта довольно часто предстает удивленным – он никак не может понять и принять, как новые технологии столь быстро и безболезненно захватили власть над тысячелетней операцией».

После того, как очередная модель была одобрена, она сканировалась, загружалась в компьютер и проходила стадию очистки и ретуширования. «Мы убирали все лишние шишки и бугорки, чтобы аниматоры получили готового для работы героя», − добавляет Уоттс.

О художестве и постановке

Немалая часть работы над «Секретной службой Санта Клауса» прошла в бристольской штаб-квартире студии Aardman. «У нас собралась команда из шестидесяти или семидесяти человек, включая нескольких представителей Sony Pictures Animation и Sony Pictures Imageworks, − вспоминает Пеграм. – Когда съемки перенеслись в калифорнийский Калвер Сити, мы привезли в Америку около 15 или 20 сотрудников. Aardman – весьма камерная студия, которая к тому же работает в специфической области анимации. Поэтому мы, конечно, беспокоились о том, как сложатся наши отношения с сотрудниками гиганта. Как выяснилось, напрасно − Sony Pictures Animation встретила нас с распростертыми объятиями. Обе команды проявили исключительную креативность, сдружились и в итоге сотворили настоящее чудо».

Томову и его команде из 25 человек поручили выполнять функцию художника-постановщика. «Это – очень амбициозный проект, − говорит Томов. – Локации варьируются от Северного Полюса до Мексики, от Африки до Европы. Все эти локации должны были вписываться в единую стилистику и требовали серьезного изучения. Некоторые упомянутые локации появляются в фильме лишь на несколько минут, другие – на несколько секунд. И за это кратчайшее время нам нужно было передать специфику этого места, чтобы зрители поняли это на подсознательном уровне. Мы спрашивали себя: «Что делает Африку Африкой?» Были также локации, которые станут откровением для самых продвинутых путешественников. Вы поймете, о чем я, когда посмотрите фильм. Пока это – сюрприз. Для нас этот сюрприз тоже был своеобразным вызовом».

В фильме много сцен, в которых чувствует внутренняя борьба Стива и Деда Санты по поводу подхода к Рождеству. Один – ультрасовременный любитель высоких технологий, другой – более мягкий и душевный, но, увы, принадлежит к уходящей эпохе. «Трудно увязать в один сюжет два столь непохожих друг на друга мира, − говорит Томов. – Мир Стива очень современный, в то время как мир Деда Санты пропитан душевностью и теплотой, с которыми все ассоциируют Рождество. Много сцен фильма посвящено конфликту этих миров. Но в финале, разумеется, будет показано, что им совершенно нет никакой необходимости конфликтовать».

В обширном офисе Санта Клауса на Северном Полюсе Артуру отведен отдел писем. «Его департамент должен ассоциироваться с теплым живым сердцем Рождества, − говорит Томов. – Мы старались придать интерьеру некий налет творческого бардака – письма торчат отовсюду без какого-то намека на порядок. Кроме того, нам очень помогло необычное освещение. Удалось показать отдел писем очень теплым, охваченным мягким золотым свечением. Это очень сильно контрастировало с окружающими отдел холодными ледяными коридорами».

«Его контора буквально набита рождественской сувенирной атрибутикой, − говорит супервайзер по визуальным эффектам Даг Икелер. – Из разных стран, для разных возрастов, словом, придумайте любую безделушку, связанную с Рождеством – в отделе писем она обязательно где-то найдется. Нам действительно есть чем гордиться – моделлеры, текстурщики и осветители из Sony Pictures Imageworks постарались на славу. Но, надеюсь, наши труды останутся незамеченными аудиторией – для зрителя это должна быть просто реально существующая комната».

Аниматоры, занимавшиеся высокотехнологичным миром Стива, были вынуждены подключить все свое воображение. «В тот или иной момент карьеры каждый специалист нашей обрасти стремится анимировать фантастический сюжет, − утверждает Шорт. – Эльфы – очень организованный народец. Есть и сержант, который командует вверенным ему подразделением. Есть эльф-доставщик, которому для выполнения работы нужен специальный заплечный ранец. Есть гаджет-эльф, у которого в арсенале есть множество устройств, позволяющих огибать любые препятствия (начиная с сигнализации и домашних питомцев и заканчивая скрипящими половицами). Инструментарий разрабатывать было очень весело. Многие комичные ситуации рождались именно благодаря этим приспособлениям».

Однако самым сложным испытанием для эльфов стала упаковка последнего подарка – велосипеда. Сложность состояла в том, что в арсенале упаковщика было всего три шпульки скотча, а Артур на этом велосипеде еще и ехал. Как вы думаете, такое возможно?

«Мы купили похожий велосипед и отдали его нашему супервайзеру по анимации на изучение, − вспоминает главный аниматор Алан Шорт. – Через некоторое время я столкнулся с этим супервайзером в коридоре – он пытался упаковать велосипед при помощи тех самых трех скотчей. Чуть позже главный аниматор этой сцены Алан Хокинс составил программный план с хронологическими привязками – он просчитал путь велосипеда и указал, в какой точке сколько процентов подарка должно быть упаковано».

Икелер добавляет: «Между командами началось даже некоторое соревнование – кто упакует самый экзотический подарок, который только можно представить. И могу вам с уверенностью заявить – если вам нужно упаковать что-то, имея под рукой всего три скотча, это возможно. Проверено − без проблем!»