Во времена юности я перечитывала Мопассана многократно. Его новеллы и романы хороши и как ненавязчивое чтение перед сном, и как серьезное, лишенное оценочных суждений изображение людей и общества. Меня раньше удивляло, что мало кто берется за экранизацию произведений Мопассана – ведь это просто непаханое поле персонажей и историй. А учитывая то, что читают сейчас все реже, фильмы могли бы иметь большой успех. Но один взгляд на афишу «Милого друга» заставил поежиться – в страшном сне не мог мне присниться Жорж Дюруа с лицом Роберта Паттинсона. Как оказалось, Паттинсон – это не самый большой недостаток ленты.
Молодой красавец Жорж Дюруа, вернувшись из Алжира, где проходил воинскую службу, решает попытать счастья в Париже. Родившийся в бедной семье, Жорж всегда мечтал о богатстве и роскоши. Его мечты становятся навязчивой идеей, когда он попадает в гости старому приятелю Шарлю Форестье, разбогатевшему редактору ежедневной газеты. Проведя всего пару вечеров в обществе успешных парижских джентльменов, Жорж понимает, что на самом деле бал правят их жены: именно они подсказывают своим мужьям верные решения, устраивают нужные знакомства, оказывают аудиенцию. Лишенный денег, большого ума и таланта, Жорж тем не менее обладает качествами, необходимыми для достижения успеха в столице – он красив, обаятелен, имеет большой успех у дам и, к тому же, в крайней степени хладнокровен. И глазом не успеешь моргнуть, как он окажется на самой вершине.
Понятно, что экранное время вынуждает сценаристов и режиссеров жертвовать деталями и вырезать из романа целые сцены. В случае с «Милым другом» фильм напоминает конспект книги, состоящий из множества коротеньких рваных эпизодов. Все это значительно упрощает и персонажей, и мотивы их поступков. Конечно, больше других упрощен Жорж Дюруа. В романе он тот еще проходимец, но не чуждый человеческих черт. Он много сомневается, постоянно думает о том, как бы вернуть занятые деньги, волнуется, что не способен сам написать ни одной статьи, дрожит, как лист, когда в первый раз появляется в обществе. Да, он хорош собой и умеет общаться с женщинами, но ко всему прочему ему страшно везет, и везение это иногда пугает и его самого.
Жорж в фильме – это просто демонический персонаж. Он холоден и расчетлив, кривая ухмылка не сходит с его уст. Он шагает по распластавшимся женским телам и ничто не может ему помешать. На роль такого Дюруа как никто другой подошел Роберт Паттинсон. Иногда в Жорже прямо читался вампир, который вот-вот выпьет кровь очередной жертвы. Эта игра на одной ноте – постоянный взгляд исподлобья и усмешка на устах, немного надоедают к финалу. Но в целом смотреть на Паттинсона-Дюруа было менее мерзко, чем я этого ожидала. Удачно в роль Клотильды попала Кристина Риччи, по крайней мере, удачнее прочих партнерш Паттинсона по фильму.
Странным для меня оказался выбор Умы Турман на роль мадам Форестье. Уж какой угодно можно назвать Уму, но не «хорошенькой, изящной блондинкой», каковой является мадам в представлении Мопассана. К тому же Ума явно значительно старше своей героини, и это не может не броситься в глаза. С Робертом они выглядели абсолютно как мама и сын, а постельная сцена с их участием была одной из самых нелепых постельных сцен в кинематографе. К слову, сцен любви в фильме более чем достаточно (на мой взгляд, даже чересчур много), и попу Паттинсона (или у него был дублер?) можно рассмотреть во всех подробностях. Присутствовавшие на пресс-показе кинокритики старшего возраста стыдливо отворачивались, недвусмысленно кашляли и бормотали «идиотизм». Меня-то голой попой не запугаешь, но жалко тех отчекрыженных кусков романа, которые пали в неравном бою с эротическими сценами.
Для двух режиссеров Деклана Доннеллана и Ника Ормерода «Милый друг» стал дебютом в кино, и это заметно. Они много лет посвятили работе в театре, и теперь – сложилось такое впечатление – дорвались до большого экрана со всеми его возможностями. На сцене текст не покромсаешь на мелкие лоскутки эпизодов, не завуалируешь мельтешащими картинками «секс-танцы-выпивка-танцы-секс», не покажешь крупным планом вздернутый уголок рта главного героя. Забавно, но за всей этой игрой с эффектами все равно просвечивала театральная режиссура – в мизансценах, многозначительных паузах и гиперболизированных «взрывах» эмоций персонажей.
В итоге получилось очень средненько. Скорее не «Милый друг», а какой-то «Дориан Грей». Видимо, так увидели театральные режиссеры роман Мопассана. Наверно, современным юным девушкам, которые предпочитают смотреть киносаги, а не читать книжки перед сном, этот фильм может понравиться. Рискну предположить, что именно на эту аудиторию и рассчитывали создатели фильма, пригласив на главную роль Роберта Паттинсона. Тем, кто роман читал, эта лента покажется слегка нелепым набором цитат из фильма, как будто читаешь несколько строк на странице и переворачиваешь на следующую.
Вердикт: сильно уступающая оригиналу экранизация Мопассана. Смотреть молодым и не читавшим роман, ну и, конечно, поклонницам Роберта нашего Паттинсона.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.