До сих пор с упоением вспоминаю видеосалоны конца 80-х годов. Одними из самых любимых мною были комедийные боевики с Джеки Чаном. Он так талантливо и смешно ставил сцены кулачных боев с использованием окружающей обстановки, что его фильмы можно было пересматривать снова и снова. Сегодня я уже не тот подросток, меня больше привлекают жестокие и кровавые боевики. Именно поэтому во время просмотра “Рейда” я впал в щенячий восторг, еще бы — драки в стиле Джеки Чана и море крови и жестокости. Если стреляют в голову, то не стыдливо отводят камеру в сторону, а нарочито показывают крупным планом разлетающиеся мозги.
Где-то в Индонезии стоит многоэтажный дом, населенный мутными личностями, а на 15 этаже живет местный криминальный босс. Небольшой отряд спецназа, состоящий в основном из новобранцев, должен взять его штурмом, но во время операции начинают выясняться странные детали. Их ждали, да и подкрепления не будет. Вместо этого будет кровавая баня на 15 этажей.
Не удивительно, что фильм получил несколько призов на фестивалях независимого кино. В “Рейде” нет ни грамма политкорректности, ни унции жалости. Больше всего это напоминает фильмы Тарантино, который, собственно, сам вырос на азиатских боевиках. Индонезийское творение — настоящий глоток свежего воздуха для тех, кто любит боевики, но кому уже надоело это стыдливое избегание демонстрации насилия. Черт побери, не для того идут на фильмы этого жанра, чтобы смотреть на трясущуюся камеру и рваный монтаж, штрихующий завершающие убийство движения и кровь. Гонка за рейтингом, позволяющим допускать на фильмы подростков, привела к тому, что голливудские боевики — как кастрированные коты. Толстые, ленивые, безопасные.
Что поражает после откровенного запредельного насилия в первых кадрах, это постановка боев. Какой азиатский боевик без летающих ног? В “Рейде” есть два типа героев. Первые бегают с автоматами и мачете, в зависимости от статуса, а вторые предпочитают рукопашные бои с использованием ножей. Если сцены со схватками первых немного отдают банальщиной и нафталином, то вторые зажигают по полной. Окружающая обстановка многоквартирного дома оставляет богатый простор для фантазии, и в ход, как и у Джеки Чана, идет все — и газовые баллоны, и топоры, и тумбочки. Один лишь вопрос — откуда почти у каждого жителя мачете. Но пусть это останется маленькой деталью, отличающей этот фильм от других. Тем более, когда толпа индонезийцев бежит на героев, размахивая этим мечом, они неиллюзорно напоминают зомби из последней серии игры Resident Evil.
Фильм действительно впечатляет, и чувствуется, что дуэт Гарета Эванса и Ико Ювайса подарит кинематографу еще не одну ленту. Если их вторая совместная работа произвела такой фуррор на фестивалях, где обычно показывают меланхоличный артхаус, то страшно подумать, что они снимут в следующий раз. Впрочем, Джеки тоже хватило лишь на десять лет, прежде чем он перешел к самоповторам.
Вердикт: в кои то веки в прокат выходит по настоящему жестокий, кровавый и мужской боевик. Но женщин и детей на него пускать действительно не стоит.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.