Иногда мне кажется, что большинство критиков договариваются заранее, какими именно формулировками и оригинальными метафорами они будут глумиться над тем или иным фильмом. С другой стороны, именно по этим стереотипам и можно распознать, кто фильм смотрел и мнение имеет, а кто, скорее всего, старательно скопировал чужие мысли и выдал их за свои. Например, про фильм “Морской бой” пишут, что это — экранизация игры в морской бой, ну помните — поле 10 на 10, четырехпалубные, трехпалубный, “а7” — “промах!” и т.д. Сравнение это, конечно, интересное, благо в фильме есть сцена, которая действительно напоминает детскую игру, но не более того. Фильм “Морской бой” — простой как рубль боевик с пришельцами, качественный, но ничем не выдающийся.
Ученые отправляют в космос сигнал, в ту зону, откуда можно ждать гостей. Гости появились, развернули в море энергетический купол и принялись обустраиваться на близлежащем побережье. Противостоять странным гостям смогла лишь горстка военных кораблей, следующих на учения, да безногий ветеран в команде с ботаником-астрономом и тупой, но грудастой блондинкой. Все корабли кроме одного разносят в щепки, но на последнем объединяют силы два молодых капитана и с помощью смекалки выигрывают бой у пришельцев.
Если бы фильм вышел в конце 90-х, то вопросов бы к нему не возникло не у кого. К сожалению, современный кинозритель пресыщен масштабными боевиками, и его не удивить ни компьютерной графикой, ни масштабом происходящего. Зевая, ковыряя в носу и зачерпывая очередную горсть попкорна, он, зритель, будет отмечать, что вот это он видел в “Трансформерах”, вот такой ход романтической истории в “Армагеддоне”, и вообще — корабли это скучно. На самом же деле фильм “Морской бой” не несет абсолютно никакой смысловой нагрузки. Это аттракцион, копирующий многие другие, но с относительно оригинальными декорациями. Когда ты приходишь в бар, ты же не ноешь: “ах, опять пиво, ну сколько можно пиво, придумали бы еще какой-нибудь напиток, чтобы как пиво, но не пиво”. Бред ведь.
Я прекрасно понимаю, что раздражает искушенного зрителя в “Морском бое”. Во-первых, это невообразимый пафос как происходящего, так и речей главных героев. Все сценарные ходы, все развитие персонажей можно без труда раскусить уже после 10 минут просмотра, настолько они картонные и банальные. Во-вторых, относительно скучное развитие самого сюжета. Все это мы видели уже не раз — прилетели пришельцы, нанесли сокрушительный удар, но нашлись один-два умника, которые, разумеется внезапно, нашли, как забороть агрессоров. В-третьих, многочисленные заимствования из относительно свежих и не самых воодушевляющих блокбастеров типа “Трансформеров”. Все это совокупно дает мощнейший негативный заряд в восприятии фильма в целом.
Соответственно, “Морской бой” понравится в первую очередь тем, кто особо фильмов подобного плана не видел — школьникам средних и старших классов, либо тем, кому на оригинальность вообще плевать. Мой папа, например, любит боевики вне зависимости от сюжета и сложности характеров героев, ему главное — чтобы было красиво, громко, стрельба, взрывы и все такое. Этого в “Морском бое” достаточно, а значит, свою задачу фильм выполняет.
Впрочем, уже на стадии пост-продакшена продюсеры смекнули, что выпускать дорогостоящий проект с заведомо провальным результатом в США не самый лучший вариант. Поэтому за пять недель до старта в северо-американском прокате фильм повезли по самым релевантным рынкам, что дало ему неплохую финансовую фору. Сейчас, к началу проката в США, фильм собрал уже почти 130 миллионов долларов, но, сдается мне, свой бюджет, оцениваемый в 200 миллионов, ему окупить будет крайне сложно.
Вердикт: стрельба в море. Красивый, но крайне банальный боевик.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.