Банальщина по-ирански: «Развод Надера и Симин»

Фильм Развод Надера и Симин (A Separation)Фестивальные критики, элита и поклонники «умного» кино всегда пищат от подобных фильмов. Еще бы, во-первых, это фильм про быт в Иране, а Иран сегодня новая «империя зла». Во-вторых, в Иране очень большое влияние имеет религия, а тут – история про развод, со всеми вытекающими последствиями. В-третьих, фильм позволяет заглянуть за занавес, созданный Ираном для того, чтобы в его внутреннюю жизнь не вмешивались незваные гости. Снятый как по учебнику «Как получить «Оскар» фильм «Развод Надера и Симин» поразил кинокритиков, но совершенно не поразил меня. Ну не увидел я в нем ни капли оригинальности, свежего взгляда, да и вообще – истории. Хорошее кино, качественное, но все это уже было.

Симин хочет развестись со своим мужем Надером. Симин не устраивает, что муж не хочет бросить отца, страдающего от болезни Альцгеймера, а когда он отказывается отпустить дочь Терме, то Симин просто переезжает к матери и начинает новую жизнь. Надер нанимает в качестве сиделки Разие, глубоко религиозную и не менее глубоко беременную женщину, которая, как может, выполняет работу по дому. Но однажды она оставляет старика привязанным к кровати, а сама уходит. Обнаруживший это Надер выставляет ее за порог, а чуть позже оказывается подозреваемым в убийстве – у Разие случился выкидыш, и винит в этом она именно Надера. Начинается долгий судебный процесс, который и предлагается наблюдать зрителю.

Все эти перипетии поклонник подобных сюжетов уже видел, причем неоднократно. В фильме можно заметить и «Крамер против Крамера», и «Москва слезам не верит», и даже, о Боже, первый сезон телесериала «Громовы». У меня иногда складывается впечатление, что кинокритики и эти воздушные барышни, посещающие специальные показы в каких-нибудь забытых Богом кинотеатрах типа «Пионер», живут в совершенно ином, чудесном мире. То, с чем сталкивается простой человек в повседневной жизни, они возносят до небес и говорят – «Вот оно! Вот настоящее!». Ребят, вы поживите в провинции, увидите и узнаете много нового, после чего «Разводом Надера и Симин» вас будет сложно удивить.

Обласканный критикой Асгар Фархади действительно снял неплохое кино, но его сложно назвать по-настоящему культовым. С таким же успехом можно было бы годом ранее дать «Оскара» фильму «Меня зовут Кхан», который по степени накала и углубленности в другую культуру опережает эту банальную жизненную мелодраму на голову. «Развод» смотреть интересно, но не с той точки зрения, с которой его хвалит пишущая о кино братия. Это кино помогает посмотреть на процесс суда, где тесно переплетаются интересы светского государства и религии. В этом процессе есть свои особенности, свои недостатки и казусы. Но кроме процесса в этом фильме нет ничего. Страдания дочери Надера и Симин? В каком месте, интересно, кто-то там увидел хоть намек на страдания и душевные метания?

Иран сам по себе сегодня интересен, ведь он является центром «оси зла», эдаким наследником Ирака и Афганистана. Но вот незадача – в фильме нет ни намека на политику, наоборот, показана спокойная, размеренная жизнь простых людей. У них такие же проблемы, такие же заботы. По степени откровений для западного общества этот фильм можно сравнить с «Москва слезам не верит», который в свое время отхватил аналогичный «Оскар». В том фильме тоже как-то не было политики, не было суровых медведей, пляшущих на улицах под балалайку, как не было в «Разводе Надера и Симин» всех тех демонстраций несогласных, про которые не устает вещать политическая верхушка США. Есть лишь простой фильм, который в контексте уже имеющихся работ в кинематографе не является уникальным или хоть сколько-нибудь достойным даже той части внимания, которое ему уделили на международных фестивалях.

Вердикт: иранская версия известных фильмов о разводе с налетом местного религиозного колорита. Ничего особенного.

Понравилась рецензия? Подпишись на новые.



 

Tags: