Честно говоря, я этот фильм смотреть не хотел. Мнение об этой картине сложилось еще в мае 2012 года, когда вокруг ее показа на НТВ разгорелся большой скандал. Теперь я понимаю, почему возник этот конфликт, и более того, не найдя в фильме ничего особо мерзкого и гадкого для нашей русской истории, я поддерживаю тех, кто требовал снять этот фильм с показа на федеральном канале. Все дело в том, что каждый имеет право на собственную точку зрения, но это совсем не означает, что жители страны-победителя должны с ней знакомиться в принудительном порядке. Я не спорю с тем, что не все наши бойцы были примером моральной стойкости и чести, но в День Победы мне не хочется об этом думать.
Май 1945 года. Небольшой отряд советских солдат занимает сиротский приют на востоке Германии. В доме содержатся девочки разного возраста и парнишка-подросток, не понимающий, что война проиграна. Отряд, возглавляемый командиром с не самой лучшей идеологической установкой, принимает бой от своих же солдат, которые, празднуя день победы, хотят поразвлечься с немками. Ну а на помощь советским воинам приходят воины вермахта, пытающиеся на пароме уплыть в плен к англичанам.
Та самая сюжетная коллизия, когда одни советские солдаты сражаются с другими советскими солдатами, а им на помощь приходят немецкие солдаты, и вызвала известные бурления в интернете. Мне доводилось смотреть куда более мерзкие и гадкие фильмы, в которых советский союз, армия и просто люди представлялись в образе ужасных монстров. В «4 дня в мае» рассказана совершенно иная история, с совершенно иной подоплекой.
К сожалению, надо признать, что далеко не все так гладко было с последними месяцами войны, проходившими на вражеской территории. Я не хочу и не могу оправдывать возможное насилие в отношении местного населения, но я прекрасно осознаю и понимаю, какой уровень насилия проявляли немецкие войска по отношению к русским людям. Именно поэтому возникают бесконечные дискуссии между ультра-патриотами и ультра-либералами. Первые не хотят признавать, что в любом мужском коллективе, изолированном от женщин, да еще и в количестве нескольких миллионов, найдутся мрази, которые будут бить и насиловать. Вторые не хотят понять, что лить помои на головы отцов и дедов попросту нельзя. А если снимать «сбалансированный и честный» фильм, то он никому не будет интересен. Документальное кино привлекает гораздо меньше внимания.
Я знаю, что в основу фильма, как, впрочем, и в случае с другими выдумками наших отечественных любителей нагадить в собственную историю, положены события, якобы имевшие место в действительности. Более того, я готов поверить, что такое невероятное событие действительно имело место быть. Но мне остается непонятным вот какой момент. Почему именно о таких вещах любят снимать кино наши, русские продюсеры и режиссеры? Я могу понять, когда немцы в целях самооправдания снимают кино про злых-злых русских. Но мне сложно представить немца, который снимает кино, в котором показывает свою нацию сборищем грязных ублюдков.
Главную роль исполнил продюсер фильма — Алексей Гуськов. Как голливудский актер должен снять фильм про гея-аутиста и сыграть в нем главную роль, так, похоже, и наш актер должен обязательно снять фильм про то, в какой плохой стране он родился и вырос, и сыграть в нем главную роль. Если откинуть весь негатив, то Гуськов отлично изобразил нестандартного командира (за спиной — два штрафбата), для которого честь важнее приказов пьяного начальника, желающего потискать молодую немку. Не менее мощно выступил 14-летний Павел Вензел, сыгравший парнишку-немца, по стечению обстоятельств попавшего в этот водоворот событий.
Вердикт: фильм «4 дня в мае» смотреть стоит только в том случае, если вам интересны истории, а не история. Это всего лишь еще один взгляд на войну со стороны. Печально лишь то, что это взгляд русского человека, и после него уважения к Алексею Гуськову не прибавится.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.