«Властелин колец» ознаменовал собой целую эпоху кинематографа. До Питера Джексона экранизировать Толкиена так, чтобы это понравилось и сумасшедшим мальчикам, бегающим по лесам в самодельных кольчугах, с приклеенными эльфийскими ушами и деревянными мечами, и массовому зрителю, которого не так уж просто заставить просидеть в кинозале больше двух часов. 11 Оскаров заключительной части эпопеи «Возвращение короля» явно дали понять, что Джексон уже не остановится. Так и есть, на экраны выходит первый из трех фильмов экранизации сказки «Хоббит», с которой началась история Средиземья. В этот раз Джексон уже пошел на рекорд. Последнее десятилетие каждый фильм-блокбастер из длинных сериалов, будь то «Гарри Поттер» или «Сумерки», разбивали на две части. У «Хоббита» — три части, а значит в ближайшие несколько лет будет поставлено много новых рекордов, ну а заключительная часть «Туда и обратно» обязательно соберет гроздь наград. Помяните мое слово.
Бильбо Бэггинс — благочестивый хоббит, не ищущий неприятностей и приключений. Но однажды у его крыльца возник волшебник Гэндальф Серый и предложил ему участие в незабываемом походе. Не смотря на то, что Бильбо, как он думал, отказался, уже вечером его уютная нора наполнилась чертовой дюжиной гномов. Цель похода проста — злобный дракон захватил гору, дом и сокровища гномов, и они собираются вернуть все себе. Для этого им придется пройти через все Средиземье, пережить множество приключений и… Впрочем, «Нежданное путешествие» лишь первая часть истории, и вперед забегать не очень хорошо. Скажу лишь, что оканчивается фильм встречей Бильбо с Голлумом, если вы читали книгу, то помните эту сцену. Даже если не читали, то она присутствует во вступлении к первому фильму трилогии «Властелина колец».
Сценаристы «Хоббита» довольно вольно обошлись с первоисточником за авторством Толкиена. Нет, вся канва повествования соблюдена до мелочей, даже песни из книги в фильме присутствуют. Я, кстати, их в детстве всегда пропускал — мне они казались ужасно скучными. Впрочем, на экране эти песни не менее заунывны, а учитывая адский хронометраж в три часа и малую ценность этих завываний для общего повествования, то и в фильме они не вызывают восторга. Но самое главное — новые линии сюжета, которых в сказке про хоббита не было. Авторы сценария уверяют, что Толкиен расписывал все это в дополнительных пояснительных записках много позже, и они ничего сами не придумывали. Но, сдается мне, все это такие же отмазки, как и у наших творцов, которые снимают историческое кино основываясь на неких «архивных записях». Правда, в отличие от наших отечественных творцов, у голливудских сценаристов получилось нововведениями не навредить оригинальной истории, а качественно ее дополнить, перекинуть мостики от «Хоббита» к «Властелину колец». Возможно, если бы Джексон снимал фильмы в хронологическом порядке, то мы бы увидели совершенно иное кино, но получилось то, что получилось.
Фильм понравился. Действительно понравился. Да, он затянут, местами — просто до одурения. Но, черт возьми, до чего же красиво. Джексона нельзя упрекнуть в маниакальной гигантомании, но скрупулезное воссоздание мира Средиземья поражает своим размахом. Если во «Властелине колец» не было акцента на деталях, то с первой же сцены — ужина гномов в норе Бэггинса — становится ясно: создатели не приемлют компромиссов. Каждый гном — уникален не меньше, чем ложка и вилка на столе Бильбо. Внимание к каждой детали, к каждому волоску бороды заслуживает восхищения.
Как и во «Властелине колец», фильм условно можно разделить на несколько «актов», в котором происходит ограниченное во времени событие. Ужин, встреча с троллями, встреча с эльфами, встреча с гоблинами, бой с орками и, конечно, момент похищения кольца у Голлума. Вроде, событий очень много, но между ними много сцен, где герои что-то обсуждают, куда-то идут, троллят Бильбо или наслаждаются компанией гостеприимных эльфов. Странно, но чувство удовольствия от просмотра смешивается с чувством тоски и постоянным зеванием. Спасает тот факт, что я, как, наверное, и большинство зрителей, если и читал «Хоббита», то очень и очень давно, а следовательно помню сюжет лишь в общих чертах. А он действительно интересен, а с вкраплениями отсебятины сценаристов и вовсе заставляет сидеть и не отрываясь смотреть на экран.
Можно обсудить актеров, но это будет не очень правильно. Главную роль в «Хоббите» играет грим. Гномы — великолепны, ну а старые знакомые типа Кристофера Ли как будто и не уходили со съемочной площадки. Только вот исполнитель роли Гендальфа Иэн МакКеллен заметно постарел. В Бильбо без труда узнается Доктор Ватсон из английского сериала «Шерлок Холмс», на съемки которого Мартин Фриман летал уже в процессе съемок «Хоббита».
Вердикт: четверть миллиона долларов в первую неделю мирового проката — это уже о многом говорит. Смотреть обязательно.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.