Исландия решила войти на мировой кинорынок с помпой. 70 миллионов евро, ориентация на англоязычную аудиторию (анимация речи персонажей делалась под английский язык), беспроигрышный главный герой Тор, раскрученный силами Marvel. Однако, исландцев постигла участь советских аниматоров. Их мультфильм удивительно добрый, милый и красивый, но для сборов в сотни миллионов долларов нужно снимать униаудиторный мультфильмы, такие как «Шрек» и «Гадкий Я». Взрослые привыкли к тому, что мультфильмы им смотреть не скучно, а тут – детская сказка с буквально парой шуток-намеков для старшей аудитории.
Тор, сын божества Одина, кует мечи и латает котелки. Парень мечтает о том, чтобы стать таким же воином, как его отец, а сердобольная мамаша заставляет Тора делать карьеру кузница. Все меняется, когда с неба на землю падает молот «Разрушитель», а на деревню викингов нападает королева подземного царства. Тору предстоит овладеть самым могущественным на земле оружием и спасти свой народ и даже отца от порабощения великанами.
Создатели фильма подстраховались от обвинения в эксплуатации супергероя из комиксов Marvel и сослались на найденные в архивах легенды 13-го века, на основе которых и создали сюжет мультфильма. Возможно, старания прокатиться на хвосте знаменитой франшизы обернулись для исландских кинематографистов тем, что зрители путали скандинавский миф с американскими комиксами. Как следствие, большинство отзывов с той стороны Атлантики – разочарованные. Их можно понять, ведь они брали в прокате мультфильм про известного им персонажа, а получили детскую сказку.
Если же использовать этот фильм по прямому назначению – радовать детей – то «Тор: повелитель викингов» по духу и доброте оказывается ближе к советским фильмам и сказкам. В сюжете – ни одной смерти, в каждом поступке персонажей есть логика, понятная любому ребенку. Что еще важнее, эта сказка может научить ребенка тому, что в современном мире начинает забываться. Например, Тор отказывается от помощи отца, и очень быстро понимает, что в одиночку с великанами ему не справиться. Однако, и отец Тора начинает догадываться, что его немного занесло в бесконечном эгоизме. Благо, рядом с мужчинами находятся мудрые представительницы слабого пола, которые очень аккуратно корректируют их поведение. В результате, в сюжете мультфильма нет откровенных перекосов в сторону мужского или женского начала, чем грешат мультфильмы-блокбастеры. Редкий случай, когда ребенок сам может решать, кто главнее или кто мудрее, но при этом в самом мультфильме нет никаких подсказок и ловушек, чтобы направить логику юного зрителя в «правильное» русло.
Похоже, позаимствовав у советских аниматоров все самое лучшее, исландцы не остановились на достигнутом, и переняли уже у российских кинематографистов все самое худшее. Только так можно оправдать раздутый, непомерно большой бюджет мультфильма. Возможно, проблема заключается в слабой развитости киноиндустрии Исландии. Как известно, в США уже отработаны все схемы и процессы создания нехитрых мультфильмов на основе компьютерной графики, и особенно четко проработаны бизнес-процессы. Есть подозрение, что индусы и китайцы, работающие на Голливуд, обходятся на порядок дешевле коллег из стран победившего социализма с капиталистическим лицом. У нас тоже на мультфильмы и сказки умеют тратить десятки миллионов долларов, например, на «Щелкунчика». Только вот в отличие от исландцев, от опытов Кончаловского над юными зрителями хочется извергнуть содержимое желудка, а сказку о Торе я обязательно покажу дочке. Кстати, 3D в этом мультфильме излишне, и отказавшись от него создатели могли бы сэкономить большую долю бюджета. Возможно, решение было политическим – это первая трехмерная кинолента для большого экрана, созданная в Исландии.
Вердикт: очень хорошая сказка для детей младшего и среднего школьного возраста. Добрая и душевная, совсем как советские мультфильмы. Рекомендую.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.