Фильмы Оливера Стоуна давно стали классикой, но, как известно, молодое поколение классику никогда не уважало. Поэтому я постараюсь избегать сравнений с фильмами, из которых, вне сомнений, Стоун понадергал в свой новый фильм элементов и приемов. Тем более, оценят это лишь сильно и глубоко болеющие киноснобизмом, а зрителю обычно хочется узнать – стоит ли тратить два часа своей жизни на просмотр конкретного фильма или же лучше заняться чем-то более интересным. «Особо опасны» — редкий случай, когда умудренный сединами титулованный режиссер снимает так, что фильм интересно смотреть современному зрителю. Это правильно, иначе получатся казусы, как это произошло с устаревшими еще до выхода на экраны «Боевым конем» Спилберга и «Красными хвостами» Лукаса.
В солнечной Калифорнии живут ботаник Бен, бывший спецназовец Чон и девушка Офелия. Троица выращивает лучшую в США марихуану, в которой доля активных психотропных элементов зашкаливает за 30%. Такая качественная дурь привлекает внимание влиятельного мексиканского картеля, возглавляемого «королевой» Еленой. Мексиканцы начинают поглощение бизнеса Бена и Чона, а чтобы те не натворили глупостей, похищают их Офелию и обещают сделать с ней то, что уже проделали с другими конкурентами. Выйти из бизнеса полюбовно не получается.
От Оливера Стоуна, если честно, я такого фильма не ожидал. Конечно, двадцать лет назад он подарил нам «Прирожденных убийц», ставших канонической экранизацией истории Бони и Клайда. В том фильме было много крови и размышлений о природе насилия. «Особо опасны» повествует о том, какое место в современной Америке занимает марихуана, какая на самом деле цена у этого наркотика и как любой стартап рано или поздно будет поглощен более влиятельной корпорацией. В фильме очень много смысловых уровней, и я позволю себе поговорить лишь о нескольких из них.
Перед тем, как я начну занудствовать, я просто обязан подчеркнуть – этот фильм, в первую очередь, великолепный боевик с изрядной долей юмора. Наверное, именно такие фильмы должны были сегодня снимать Тарантино с Родригесом. Но Квентин предпочел другие истории, и как тут не вспомнить его эпичный отказ в свое время от сценария «Прирожденных убийц». Стоун же сделал динамичный, почти отмороженный экшен, умело удерживая интригу и заворачивая сюжет не хуже, чем главные герои – косяк. При этом над всем действием витает несколько интересных мыслей, которые Стоун пытается ненавязчиво донести до зрителя.
Одна из этих мыслей – размышления о наркотиках. Главные герои настолько полюбили марихуану, что долгой селекцией вывели сногсшибательный сорт, развернули продажу по всей стране. При этом на полученные деньги Бен спонсирует фонды, строит школы, помогает африканским детям. Вроде – все вполне традиционно, и у рядового американца может вызывать лишь симпатию. Но Стоун подает это все с изрядной долей скепсиса, и если не прямо, то косвенно указывает на то, что подобное поведение, допустим, итальянской мафии, вряд ли было бы воспринято обывателем с таким же пиететом. Проблема – восприятие марихуаны американским обществом. Прокурившие мозги молодые люди теряют не только способность адекватно мыслить и принимать решения, но и не стремятся ни к чему, кроме прожигания жизни в инфантильной неге.
Контрастом, лакмусом, индикатором – чем угодно – выступает мексиканский наркокартель. Неудобные и в то же время колкие замечания относительно укурившейся нации звучат из уст главы картеля Елены и ее главного боевика – Ладо. В беседе с заложницей Офелией Елена неоднократно указывает ей на то, что, во-первых, марихуана вызвала у нее сильнейшую зависимость, а во-вторых, ее заторможенность и невозможность сконцентрироваться идет именно от того, что курить ее она начала с восьмого класса. Ладо, в свою очередь, считает всю троицу дикарями, что вполне понятно любому нормальному человеку. Воплощенная в Бене, Чоне и Офелии идеология хиппи и свободной любви не вызывает у прагматичных людей ничего кроме недоумения и плохо скрываемой злости. Над всем этим витает одна лишь мысль – инфантильность героев привела их к этой истории, а вовсе не то, что злые мексиканцы внезапно решили отжать у них бизнес.
Но все это лирика и скрытые смыслы. Зрителя не столь искушенного порадует сама история, сам сюжет, включающий и развороты, и перевертыши, и даже две концовки. Да и актерский состав не подкачал. «Настоящие» Сальма Хайек и Бенисимо Дель Торо компенсируются «инфантильными» Тейлором Кичем, Аароном Тейлор-Джонсоном и Блейк Лайвли. Связкой между ними выступает Джон Траволта в роли продажного агента ФБР, который старается угодить всем – и мексиканцам, и родным торчкам, и государству. К слову, именно герой Траволты, на мой взгляд, является символом США как государства – лживый, склизкий, старающийся сохранить статус-кво.
Вердикт: лучший фильм, который я видел за последние несколько лет. Рекомендую.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.