Питер Джексон, как мне кажется, находится в плену. Иначе никак не объяснить тот факт, что вот уже который год он режиссирует фильмы о хоббитах, эльфах и всем этом вашем Средиземье. Уверен, что Питер с куда большим удовольствием занялся бы сиквелом «Живой мертвечины», но вьющиеся вокруг наследники Толкиена и поклонники этой саги заставляют Питера заниматься съемками «Хоббита». Джексон делает все возможное, и пока что еще не окончательно забил на эту бесконечную историю. Вторая часть получилась динамичнее и интересней первой, тем более в сценарий было включено много нового и интересного.
Бильбо и гномы продолжают свой путь к горе, где спит дракон. Путь лежит через зачарованный лес и владения эльфов, которые гномов не то, чтобы недолюбливают – они их практически ненавидят. Благодаря кольцу, найденному Бильбо раньше, он помогает спутникам освободиться из эльфийской тюрьмы и попасть в приозерный городок, от которого до горы рукой подать. По пятам за отрядом следуют орки, а тут еще дракон проснулся и хочет спалить всех и вся.
Казалось бы – детская сказка на пару сотен страниц, а фильм мало того, что разбили на три части, так еще и каждая из них идет по 2,5 часа. Страшно подумать, какой будет хронометраж у режиссерских версий. В первой части изменения сценария были не так заметны, а вот в «Пустоши Смауга» перекос в сторону концепции полноценного приквела стал более очевидным. Одной из главных сцен стало посещение Гэндальфом обители Саурона и возвращение темного властелина. Тем, кто посмотрит, станет ясно – что за глаз такой светил всю трилогию «Властелина колец», а заодно и понятно, куда постоянно отлучался Гэндальф.
Второй важной загогулиной сюжета стала лирическая линия между эльфийкой и гномом. Толкиен до этого не додумался, а вот насквозь пропитанные толерастией мозги современных сценаристов – вполне. С другой стороны, немного странно наблюдать за «становлением» Леголаса, которому постоянно приходится делать моральные выборы. Куда бежать, кого спасать, чью сторону принимать – немного не похоже на того эльфа из «Властелина колец», спокойного и уравновешенного.
Как это обычно бывает в фильмах Питера Джексона, условно кинополотно можно разделить на несколько отрезков, каждый из которых заканчивается долгой и масштабной сценой. В «Пустоши Смауга» такими сценами стали сплав на бочках из плена эльфов и не менее эпичная битва с драконом в чертогах горы. Смотреть их одно удовольствие, и, по сути, именно для этих сцен и экранизируют такие книжки. Перипетии сюжета вполне можно описать и словами, а вот баталии и погони лучше потреблять в визуальном плане.
Если честно, довольно сложно писать о подобных фильмах – они однообразны, и если вам нравятся «Властелин колец» и «Хоббит», то вряд ли что-то вас переубедит, равно как и наоборот. Тем не менее, можно попробовать оценить – насколько интересен каждый отдельный фильм в отрыве от всей саги. Может ли он понравится тому, кто не видел ни одного фильма из этой серии. Если первый «Хоббит» был установочным фильмом, дающим представление о дальнейшем повествовании, то «Пустошь Смауга» будет понятна стороннему зрителю примерно так же, как «Сумерки. Сага. Рассвет: часть 1» — вроде бы схематично все ясно, но подробности и детали упускаются. Объяснение происходящему в «Хоббите. Пустошь Смауга» дается в первые несколько минут, а дальше зрителя бросают в пучину сюжета. Разберется, мол, не маленький. Даже «Властелин колец» с этой точки зрения был более понятен и выверен, что и подтвердила гроздь «Оскаров», полученная последней частью фильма – редчайший случай, ведь сиквелы киноакадемиками не слишком ценятся.
Вердикт: фильм отличный, но в отрыве от приквелов и творчества Питера Джексона в целом абсолютно не годен к употреблению. Если ждали продолжения «Хоббита» — будете в восторге, если холодны к историям Средиземья – это не тот фильм, с которого стоит начинать знакомство с мифологией Толкиена.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.