Я люблю посещать филиал Третьяковской галереи на Крымском Валу. Именно там большую часть времени проводит картина «Черный квадрат» Малевича. Бессмысленная и гениальная одновременно. Апофеоз минимализма, классика суперматематизма, яркое проявление пустоты, которая так и просится, чтобы ее наполнили смыслом. При этом самостоятельно это сделать не удастся, но всегда найдутся те, кто с удовольствием расскажет, что же на самом деле «имел в виду автор». Кинематограф любит минимализм не только за скромность бюджета, но и за счет высокого выигрыша в случае успеха. Актеры, которым предлагают сыграть в фильме с ограниченным пространством и вариантом действий, практически всегда говорят одно и то же: это вызов, это прекрасная возможность попробовать себя в серьезной работе. К сожалению, на поверку подобные фильмы выходят в лучшем случае просто скучными. Есть, конечно, исключения, но их слишком мало. Фильм «Не угаснет надежда» является фаворитом «Оскара», но, как это часто бывает, на поверку оказался заунывным и неинтересным.
Главный герой – мужчина средних лет, находящийся в одиночном плавании в Тихом океане. В один из дней его мореплавания яхта натыкается на плавающий контейнер и получает пробоину, угрожающую шхуне затоплением. Как только герой в силу возможностей и подручных средств латает свою лодку, так его настигает шторм. Перебравшись с тонущей яхты на спасательный плот, он кое как доплывает до путей следования сухогрузов, но все попытки привлечь внимания больших кораблей оканчиваются неудачей. Вода на исходе, еды нет, вокруг стаи акул. Все потеряно.
Сценарий к этому фильму состоял из нескольких десятков страниц. Диалогов и монологов нет, лишь в начале фильма зрителю зачитывается письмо героя, да еще в середине он смачно матерится. Все остальное время зрителю предлагается наслаждаться мягким саундтреком и сосредоточенным сопением героя, который борется за выживание. Делает он это, надо сказать, довольно странно. Еще в первые минуты, когда вода начала заливать шхуну, он вместо того, чтобы спасать самое ценное, тратит драгоценное время на то, чтобы отвести шхуну от контейнера. Заставив на секунду заработать рацию, он теряет к этому действию интерес после всего лишь одной неудачной попытки. Вместо откачки воды он просто спит в гамаке. Да, наверное, именно так и выживают, но лично для меня это выглядит странно.
Я не зря заостряю внимание именно на действиях персонажа, так как о его переживаниях и муках зрителю приходится догадываться лишь по сосредоточенному лицу и кряхтению. Довольно сложно сопереживать герою, попавшему в странные для нас, россиян, в большинстве своем не плавающих на яхтах и далеких от подобных проблем, обстоятельства. Ведь одно дело, когда выживание происходит за счет силы духа (как, к примеру, в «127 часов») или за счет каких-то навыков, интересных и необходимых любому (как, к примеру, в любой робинзонаде). Совсем другое, когда герой попадает в вообще малоизвестному массовому зрителю среду. Если фильм про путешествие по Тихому океану на плоту «Кон-Тики», основанный на реальных событиях, еще мало-мальски интересен (есть история персонажей, есть их цель, понятны мотивы действий), то в фильме «Не угаснет надежда» нет ничего, герой обезличен до максимума, ну а зрителю предлагается ему сопереживать. С чего? Зачем? Почему?
Настолько сжатого в плане средств выражения фильма не снимали со времен немого кино. Конечно, Роберт Редфорт сыграл хорошо. В фильме всего один актер, сравнивать не с чем. Да и пророчащие ему номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль критики вполне правы – киноакадемия давно уже оценивает не игру актера, а значимость в текущем социально-политическом контексте, усилия, затраченные на воплощение роли, выслугу лет и прочие, не имеющие непосредственно к кино, как к развлекательно-познавательному продукту, вещи. На то она и академия, а зритель голосует деньгами, принесенными в кассу. Лично я оцениваю фильмы по степени удовлетворения потраченным временем. И 100 минут, отданные этой картине, я считают потерянными зря.
При этом, как мне кажется, проблема этого фильма связана с тем, что Джей Си Чендор, дебютировавший недавно с фильмом «Предел риска», решил довести идею камерного кино до абсолюта. Он отказался от важных сопутствующих компонентов подобных фильмов, не дав никаких вводных данных. У фильма нет начала, нет конца, весь он напоминает лишь эпизод, вырванный из какой-то истории. В результате получился «Черный квадрат», восхищающий своей бессмысленностью. А ведь есть «Погребенный заживо», который куда уместнее назвать триллером, чем фильм «Не угаснет надежда». Да чего скрывать, даже упомянутые «127 часов» можно назвать динамичным и интригующим, а «Тачка №19» выглядит не столь уныло. Честно говоря, после «Предела риска» я ожидал от Джея большего.
Вердикт: скучное и непередаваемо бессмысленное кино про то, как какой-то престарелый мужик борется за выживание в открытом море. 100 минут уныния.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.