Если у вас есть сбережения, и они лежат в банке, то наверняка вам хотя бы раз в жизни звонил менеджер какого-нибудь фонда и предлагал инвестировать сбережения, обещая золотые горы. Финансовые консультанты, брокеры, аналитики – это особая каста, живущая за счет своих клиентов. Тотальная безграмотность населения, непонимание простейших механизмов финансового рынка приводит к регулярному появлению компаний, которые вовлекают в игру на бирже все больше простофиль, жаждущих быстрого заработка. При этом лишь после очередного финансового кризиса, они начинают открывать для себя прописные истины. Главная из них заключается в том, что брокер всегда в плюсе. Вы теряете свои деньги, тогда как брокер не теряет ничего, кроме комиссии, которую он мог бы получить за операции с вашим капиталом. Очень надеюсь, что фильм «Волк с Уолл-Стрит» станет приятным холодным душем для тех, кто спит и видит, как его сбережения растут с каждой минутой.
Джордан Белфорт пришел в инвестиционный бизнес как раз накануне финансового кризиса, разразившегося в конце 80-х. Рынок упал так сильно, что выжили немногие. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, Джордан устраивается в небольшую компанию, торгующую «мусорными» акциями. Это такие ценные бумаги, которые слишком дешевы и рискованны для того, чтобы размещаться на настоящей бирже. Поняв, что на продаже таких акций жадным до денег обывателям можно получать 50% прибыли с каждой операции, Джордан довольно быстро основывает собственную компанию, и ставит обман населения ставится на поток. Миллионы долларов открывают ему новый мир, в котором наркотики, женщины и алкоголь доступны в неограниченных количествах. Но любая сказка когда-нибудь кончается.
Мартин Скорсезе умеет снимать такие фильмы. К экранизации мемуаров Джордана Белфорта он подошел с размахом. За три часа экранного времени зритель умудрится посмотреть сразу несколько фильмов. Первый из них – вариация «Уолл-Стрит», краткий курс финансовой грамотности. Второй – версия «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», показывающая, до чего может довести увлечение наркотиками. Третий – вариация «Кокаина» и «Авиатора», классический байопик, показывающий все этапы самого бурного периода жизни одного из великих аферистов. Фильм состоит из эпизодов, весьма разнящихся по жанрам, но все они жестко связанны общей линией сюжета. Наверное, именно поэтому три часа пролетают незаметно.
О финансовой вакханалии, творившейся на Уолл-Стрит, есть одноименный фильм, ставший классикой. Оливер Стоун создал своего Гордона Гекко на основе реальных персонажей. Наверняка, были взяты черты и Белфорта, уж слишком похожи их с Гекко жизненные пути. Однако, Гордон всего лишь руководствовался тезисом «жадность – это хорошо», тогда как Джордан пошел дальше. Он создал настоящую религию, читая проповеди почти каждый день перед своими сотрудниками, стаей, паствой. Не удивительно, что процесс работы его фирмы показан, как жизнь языческой общины – сначала проповедь, потом ритуал. Правда, жертвоприношений не было – зачем они, если есть наркотики, алкоголь и проститутки.
Белфорт слегка напоминает Гэтсби. Возможно, такая аналогия пришла мне на ум лишь потому, что у меня еще свежи впечатления от фильма «Великий Гэтсби», главную роль в котором сыграл все тот же Леонардо ДиКаприо. Оргии Белфорта весьма похожи на вечеринки Гэтсби, но если цель Гэтсби понятна, то Белфорт просто наслаждается жизнью здесь и сейчас. У него нет четкой цели, он ни к чему не стремится, все, что он умеет – это продавать, и извлекает из этого дара максимум. Капитализм в принципе не имеет человеческого лица, главная цель капитала – максимизировать прибыль, а уж в этом главный герой фильма достиг вершин.
Как вы уже догадались, фильм изобилует эротическими сценами и наркотическим угаром. По началу кажется, что Скорсезе с этим немного перегнул, но это видимость. Чем дальше вы смотрите фильм, тем быстрее приходит понимание, почему акцент делается именно на этом. Дело в том, что герою фильма не интересны деньги, для него они всего лишь средство. Он не считает свои расходы, ведь все равно сколько бы он не потратил, на следующий день новые «инвесторы» принесут еще больше. Именно поэтому он полностью сосредоточен не на зарабатывании, а на прожигании собственной жизни. Другой цели для него попросту нет.
Леонардо ДиКаприо уже получил «Золотой глобус» за эту роль, и является одним из фаворитов «Оскара». Если честно, мне кажется, что и в этот раз академики обделят его вниманием. По крайней мере, именно эту его работу. Роль Джордана Белфорта сложно назвать драматической, как и всю его историю – это скорее фарс, чем драма. У Джордана нет никаких переживаний, его гений направлен не на созидание, а на наслаждение. Он всего лишь нашел свой «философский камень», а когда превращение золы в золото поставлено на поток, Джордан просто отключает свой разум и плывет по бурному течению похоти и низменных желаний. Он не хочет приумножать капитал, ведь механизм финансовой пирамиды и использования инсайдерской информации делает все за него. В нем нет развития, и особенно ярко это проявляется в финале. Концовка не разочаровывает, но дает понимание – время прошло, а он остался тем же продавцом, умеющим лишь заставлять людей покупать то, что им не нужно. Это не вина Леонардо ДиКаприо, просто таким вот человеком был его герой.
Вердикт: краткий курс молодого инвестора, который должен пройти каждый. Вас может смутить количество эротических сцен, но если хотите понять, как работает современная финансовая пирамида, то придется потерпеть.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.