Похоже, критики и киноакадемики во всех странах одинаковы. Наши, российские, очень любят отмечать кино, в котором из истории России вытаскиваются самые мерзкие эпизоды. Правда, в отличие от американцев, современные отечественные киноделы предпочитают транслировать собственное авторское мнение на исторические события. Голливуд, да и европейцы, больше склонны к максимально объективному изображению своих скелетов в шкафу. Ну а одной из главных таких тем является рабство и расовая сегрегация, которая исчезла в США каких-то 40 лет назад. Если честно, то фильм «12 лет рабства» мало чем отличается от передачи по телеканалу Viasat History, разве что бюджетом и дорогими актерами. А так – обыкновенный исторический фильм, фиксирующий некоторые истории из рабовладельческого прошлого США.
Негр Соломон живет свободной жизнью на Севере, но однажды его похищают и продают в рабство на Юг. Разумеется, всю его семью так же пускают с молотка, но Соломон подходит ко всему прагматично – лучше живой, чем мертвый. Далее негр начинает свое странствие по хозяевам. Сначала попадает к хорошему, потом к плохому. Попутно зрителю предлагается ужасаться тому отношению, которое проявляли достопочтенные граждане южных штатов Америки к неграм. В конце концов, негру удается передать весточку своим друзьям с Севера, и те забирают его обратно.
Тема негров и их угнетения последовательно проталкивается в массовой культуре США последние несколько лет. Видимо, кому-то стало понятно, что с гомосексуализмом пора заканчивать, и уже во второй раз на «Оскар» номинируется фильм о том, что рабовладение – это плохо. В прошлом году «Линкольн» не смог дорваться до главной статуэтки, хотя работа Дэниэла Дэй-Льиса и была отмечена наградой. В этом году негро-лобби «Оскара» наверняка сумеет получить победу в главной номинации, ведь все «барометры» указывают именно на такой исход. Мне же кажется, что это унылый и неинтересный фильм, который всего лишь с документальной точностью рассказывает историю одного негра. Более того, этот фильм лишний раз демонстрирует, что рабство было продуктом самих негров – они не предпринимают ровным счетом ничего, чтобы изменить историю. Даже воля им была дарована белыми, а не завоевана ими самими. Главный герой демонстративно забывает обо всех своих коллегах по хлопковому полю, как только за ним приезжают друзья с Севера. Он даже не пытается сбежать. Весь фильм он лишь сжимает свои толстые губы и вращает глазами, как бы намекая, что настанут иные времена.
Чиветелю Эджиофору прочат награду как лучшему исполнителю главной мужской роли. В чем проявилось его мастерство для меня осталось загадкой. Женские типажи в фильме действительно интересны, но все они на втором и третьем плане. Мужчины в фильме картонны и предсказуемы, за исключением лишь одного актера. Эпизодическую роль Бред Питт урвал на правах продюсера. Он сыграл прогрессивно мыслящего канадца, промышляющего строительными работами на юге США. Спасителем негра стал белый, длинноволосый плотник, утверждающий, что все равны, и что наступит скоро судный день. Ничего не напоминает? Эта сценка с образом Христа весьма важна для создателей фильма, ведь рабовладельцы постоянно ссылаются на библию, а тут появляется дерзкий толкователь законов бытия. До распятия не дошло, но главное герой Бреда Питта сделал – спас негра. Правда, если бы не спас, то негр бы не очень расстроился. По крайней мере, по Чиветелю Эджиофору вообще мало что можно сказать – он так же эмоционален, как Стивен Сигал.
Фильм идет около двух с половиной часов. Смотреть в нем не на что. Сюжет не интригует, событий практически не происходит. Большую часть времени зритель смотрит на то, как негры работают, как негры отдыхают, как негры развлекаются. Периодически кого-то убивают или бьют хлыстом. Скука. На фоне этого фильма «Джанго освобожденный» — вершина киноискусства и триумф противников рабства. Да ладно, даже «Линкольн» и тот был бодрее, хотя там уж совсем все было уныло. Но академики любят подобный подход, а еще больше они любят отдавать премию в честь каких-нибудь меньшинств. Ковбои-педерасты уже были, настал черед негров.
Вердикт: фильм ненамного интереснее научно-популярных передач телеканалов Viasat и Discovery. Зря потраченное время – сцену с Бредом Питтом еще можно посмотреть, но она длится от силы минут десять. Все остальное время – черное-пречерное уныние.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.