Хорошее могло бы получиться кино: «Ледокол»

Фильм "Ледокол"

Фильм «Ледокол»

История нашей страны настолько многогранна, что можно снять не одну сотню хороших фильмов. Но почему-то фильмы «основанные на реальных событиях» у нас получаются с откровенным душком. Казалось бы, отличная история о героическом выживании в течение четырех с половиной месяцев в арктических льдах и удивительной спасательной операции. Бери и снимай, никаких сценариев не надо. Нет, наши умельцы так не умеют. А потому взяв из реальных событий лишь факт пребывания в ледяной ловушке, Алексей Онищенко и Андрей Золотарев придумали собственную историю. Ну а из-за того, что специализировались парни лишь на никому неизвестных телесериалах, сюжет получился именно таким – безликим, унылым, предсказуемым. Конечно же, с кровожадными бездушными руководителями в советских министерствах и железным капитаном, противопоставив им простых матросов и душевного главного героя.


Ледокол «Михаил Громов» возвращается после обычного арктического рейса. Но все пошло не так практически с первых минут. Взятые на борт полярники притаскивают с собой пса, пес убегает, полярник бегает за ним, впереди внезапно возникает айсберг. Вместо того, чтобы спасать корабль, капитан Федоров командует спасать упавшего за борт полярника. В результате – ни полярника не спасли, ни айсберга обойти. По итогу на борт присылают нового капитана, а попавшего в опалу Петрова отстраняют от всей корабельной жизни. Капитан Севченко – полная противоположность Петрову – устанавливает на борту железный порядок, требуя придерживаться дисциплины всех и каждого. А сам ледокол тем временем застревает во льдах. Из Москвы приходит указание – в эфир не выходить, ничего не предпринимать, ждать помощи. Ждать пришлось 133 дня.

Я не понимаю, почему поголовно наши режиссеры и сценаристы так стесняются советского прошлого. И если отвращение к политическим фигурам понять еще можно, но уж к морякам-то… Ведь история арктического дрейфа «Михаила Сомова» изучена досконально, это был не первый и не последний дрейф судна. Да и ледоколом оно не было. И бунта не было, и всех этих слезных историй, лирических линий и, тем более, кровожадного агента КГБ, который отбыл в Антарктику со спасательной группой. Попытка притянуть за уши любую историю к любимой теме «народ нормальный, а власти плохие» выдает в создателях фильмах закомплексованных ребят, которые может и хотели бы снять хорошую историю, но внутренняя самоцензура не позволяет. Ведь коллеги по цеху не поймут – как это, снимал про историю и ни разу не клюнул СССР? Не хорошо это, не по-михалковски.

Сергей Пускепалис в фильме "Ледокол"

Сергей Пускепалис в фильме «Ледокол»


Снимали кино традиционно – с размахом. И плевать, что все действие происходит, по большому счету, в одной декорации. Там, где голливудской студии хватило бы от силы трех месяцев, наши киноделы потратили три года. Удивительно, что при таком графике съемки съели всего лишь 10 миллионов долларов. На что? Неизвестно. Компьютерной графики, поражающей воображение, в фильме нет. В качестве декораций использовался списанный ледокол. Актеры не такие уж именитые. На что потратили деньги? Непонятно. Прокатная судьба фильма была довольно предсказуемой, и сборы в 5,5 миллионов долларов для такого кино – большая удача. Сняли бы за 2 миллиона, окупились бы. Но снимать так, чтобы получать прибыль, у нас не умеют. Да и опять же, в России принято зарабатывать не на фильме, а на съемках фильма, распиливая все что можно еще на полпути к большому экрану кинозала.

Может показаться, что я ною. Но понимание этих милых деталей в корне меняет отношение к самому фильму. Кому приятно, когда твою историю рассказывают в извращенном ключе? Примерно также поступили сценаристы фильма «Спасибо, что живой», рассказав историю наркомана вместо того, чтобы подчеркнуть гениальность и важность для русской культуры фигуры Высоцкого. Но если о Высоцком еще что-то помнят даже те, кто не застал его живым, то об истории героического спасения дизельного электрохода моряками из Владивостока, не побоявшимися пойти в рейд в полярную ночь так и не узнают.

Виталий Хаев в фильме "Ледокол"

Виталий Хаев в фильме «Ледокол»


И ладно бы, сняли хотя бы чуть приближенное к реальности кино. Судите сами. Новый капитан прилетает на вертолете прямо по ходу рейда. На вертолете прилетает. И вот, спустя совсем чуть-чуть времени, судно застревает во льдах. Казалось бы – ну пришлите вертолеты (в реальной истории их все-таки прислали и эвакуировали половину людей, остальные остались дрейфовать). Нет. А простоявший на лютом морозе несколько месяцев вертолет, заводящийся от удара по приборной доске? А безумный айсберг по кличке «Семен Семеныч», преследующий судно? Если разбирать фильм на фрагменты, никакого терпения не хватит.

Что в итоге? Два часа истории, не имеющей никакого отношения к реальности. Если все это откинуть, то смотреть можно. Но аналогичные голливудские фильмы все же бодрее и интереснее. Так что решение принимайте сами. Лично я вряд ли когда-нибудь захочу пересматривать эту картину. А значит, ничего, кроме забвения, ее не ждет. Положа руку на сердце, намекну, что фильмов много, и тратить два часа жизни конкретно на этот я вам не советую.