[Пресс-релиз] Фильм А. Кончаловского «Рай»

Фильм «Рай» — новая работа выдающегося режиссера Андрея Сергеевича Кончаловского, лауреата многочисленных призов престижнейших международных фестивалей в Каннах, Венеции, Берлине, Сан-Себастьяне, Москве, обладателя главных российских кинематографических премий «Золотой орел» и «Ника». В основе сюжета картины лежит история трех судеб, которые переплелись в дни Второй мировой войны. История трех непростых жизненных выборов, которые приходится делать героям в невероятных и трагических обстоятельствах.

Ольга – русская аристократка, эмигрантка и участница французского Сопротивления. Жюль – француз-коллаборационист, старающийся не задумываться о том, в чем он принимает участие. Хельмут – молодой амбициозный офицер СС с аристократическими корнями и искренней верой в идеалы Рейха. В эти страшные дни героев непредсказуемо сводит судьба. И каждому предстоит понять, что война уравнивает всех.

Фильм Андрея Кончаловского «Рай» уже получил целый ряд престижных кинематографических наград, в том числе: приз «Серебряный лев» 73-го Венецианского международного кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу; премия им. Назарено Таддеи на 73-м Венецианском международном кинофестивале; премия Soundtrack Stars Award 73-го Венецианского международного кинофестиваля за лучшее музыкальное сопровождение картины; премия Agiscuola Award 73-го Венецианского международного кинофестиваля за продвижение целей и задач ЮНИСЕФ; премия Ассоциации независимых кинокритиков Bisato d’Oro 73-го Венецианского международного кинофестиваля для Юлии Высоцкой за лучшую женскую роль; кинопремия «Надежда» (Ватикан) им. Робера Брессона Андрею Кончаловскому за духовные искания в кино; премия Rivista del Cinematografo (Ватикан) Андрею Кончаловскому; премия Founders Award 52-го Международного кинофестиваля в Чикаго (США); премия Cinematic Excellence 32-го Международного кинофестиваля в Хайфе (Израиль); премии за лучшие костюмы и за лучшую работу художников-постановщиков 50-го Международного кинофестиваля в Хофе (Германия).

Фильм «Рай» был выдвинут от России на соискание премии Американской киноакадемии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Мировая премьера фильма состоялась 8 сентября 2016 года в рамках основного конкурса 73-го Венецианского международного кинофестиваля.

В прокат в России фильм Андрея Кончаловского «Рай» выходит 19 января 2017 года.

Андрей Кончаловский (Режиссер, автор сценария, продюсер):

История полна ужасов, большая часть которых остается в нашем сознании как ошибки, которые не имеют шанса повториться в настоящем. Один из самых ужасных моментов в истории нашего поколения — подъем нацистcкой власти и уничтожение миллионов евреев, а также тех, кто не вписывался в картину «идеального немецкого рая». Эти зверства раскрыли глубины человеческой натуры, предрасположенной ко злу, и, хотя события происходили в прошлом, похожие радикальные настроения и ненависть, очевидно, существуют и сегодня, угрожая жизни и безопасности многих людей по всему миру.

«Рай» — это размышления о ХХ веке, наполненном великими иллюзиями, превратившимися в руины, об опасности полных ненависти речей и необходимости использования человечеством силы любви для победы над злом.

«Нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению. Надо все время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается. Лишь знание способно предотвратить ее. Опасность здесь в нежелании знать, в стремлении забыть и в неверии, что все это действительно происходило…» — эта мысль немецкого философа Карла Ясперса чрезвычайно важна для определения главной идеи нашего фильма, призывающего не забывать правду, какой бы неудобной или ужасающей она ни была, чтобы не повторять ошибок прошлого.

Сценарий фильма был написан достаточно быстро, буквально за несколько месяцев, несмотря на то что для его создания потребовалась тщательная работа с консультантами-историками, специализирующимися на периоде второй мировой войны, оккупации Франции и движении французского Сопротивления, хорошо знакомыми с нацистской идеологией и немецким военным устройством, а также организацией и бытом концентрационных лагерей. Помимо сотрудничества с консультантами, творческая группа проекта много работала с хроникой того времени и архивными документами, в том числе с уникальными фотоматериалами, находящимися на хранении в закрытых архивах.

Екатерина Вещева (режиссер монтажа): «Андрей Кончаловский хотел добиться достоверности, близкой к документальной. Во время подготовки к съёмкам мы отсмотрели в общей сложности несколько сотен часов материалов из архивов России, Германии, Франции, Америки. C самого начала работы над сценарием было решено снимать фильм на трех языках — русском, немецком и французском. По мнению режиссера Андрея Кончаловского, если дать актерам возможность говорить на родном языке, то монологи главных героев будут выглядеть максимально правдоподобно, откровенно и исповедально, что поможет создать ощущение документального кино.»

Уве Бюнкер (немецкий кастинг-директор): Сценарий просто поразил меня — я читал и не мог остановиться, пока не закончил. Герои были совершенно необычными, и сложность состояла в том, чтобы найти актеров, точно подходящих на роль. Я давно работаю в качестве кастинг-директора и могу сказать, что сценарий такого уровня попадается не чаще одного раза в год или даже — пять лет, и очень горжусь, что участвовал в этом проекте.

Флориан Дайле (немецкий сопродюсер): «Когда я прочитал сценарий, мне сразу захотелось стать участником проекта. Едва ли я когда-нибудь читал такую захватывающую историю, которая отражала бы и события, и суть людей, живших в ту ужасную эпоху. Быть свидетелем того, как Андрей Сергеевич шаг за шагом создает этот фильм, — это потрясающий опыт!Работая над фильмом о второй мировой войне, ужасах фашизма и Холокоста, режиссер с самого начала хотел уйти от массовых сцен и масштабных панорам, от прямой демонстрации сцен насилия и массового уничтожения людей. Главной задачей была попытка создания камерного фильма, где ужас происходящего ощущается через состояние героев, и именно состояние героев, находящихся в чудовищных условиях войны, их эмоции и мотивы поступков вызывали у режиссера основной интерес».

Андрей Кончаловский (режиссер, автор сценария, продюсер): ««Рай» — это камерная драма, рассказывающая о судьбах трех главных персонажей, которые переплелись на фоне второй мировой войны. Каждый из героев проявляет и силу, и слабость, а может пойти на поводу фанатичных убеждений. Ольга, русская аристократка и участница французского Сопротивления, Жюль, француз-жизнелюб, который становится преданным нацистам коллаборационистом, и Хельмут, прекрасно образованный наследник благородной немецкой семьи, достигший высокого поста в СС и по ходу действия демонстрирующий неоднозначность своих моральных ценностей. Под влиянием ужасов войны каждый из них принимает важное решение, которое основано на собственном видении того, что правильно, и которое меняет всю их жизнь. Так что же подталкивает жизнелюба и прекрасного семьянина к сотрудничеству с нацистами? Каковы на самом деле убеждения наследника благородной фамилии, нашедшего утешение в системе нечеловеческих идеалов? Что заставляет русскую аристократку, ведущую в мирное время беззаботную жизнь, пожертвовать свободой ради другого человека? Возможно ли остаться человеком, испытав ад на земле? По сюжету фильма герои совершают ряд поступков, которые решают их судьбу»

Олеся Гидрат (исполнительный продюсер): «Когда сценарий был закончен, Андрей Кончаловский неожиданно заявил, что теперь самое главное — его разрушить. Он сказал, что очень важно не снимать буквально по сценарию, так как здесь нужна импровизация и возможность поиска на съёмочной площадке. Он не хотел, чтобы актеры дословно учили текст, но просил их в рамках сценария придумать и «прожить» свои собственные истории, чтобы максимально добиться ощущения практически документальной достоверности происходящего»

Елена Киселева (сценарист): «Как только мы полностью закончили сценарий, то сразу начали его изменять. Менялось всё и постоянно, текст — на съёмочной площадке, последовательность эпизодов — на монтаже»

Ирина Очина (художник-постановщик): «Мне кажется, этот фильм — попытка поиска ответов на вечные вопросы: победа добра или зла, необходимость и возможность сохранить в себе человеческое в нечеловеческих условиях, даже если это требует предельной эмоциональной концентрации»

Еще во время работы над сценарием Андрея Кончаловский думал о том, как добиться особенного, практически документального ощущения восприятия фильма. Помимо скрупулезной работы с консультантами было отсмотрено и изучено огромное количество оригинальной фото- и видео- хроники в попытке ощутить материальный мир того времени, почувствовать пластику изображения и осознать основные принципы работы камеры.

Андрей Кончаловский (режиссер, автор сценария, продюсер): «Фильм был снят в черно-белом варианте в приглушенной среде, что усиливает документальный эффект монологов главных героев, имеющих почти исповедальный характер. Главная цель режиссера — заставить зрителя почувствовать, что он смотрит архивные видеосъемки, которые были смонтированы таким образом, чтобы сложилась связная история с акцентом не на мелодраматизм, а на наблюдение за жизнью и смертью, за обреченностью ложных идеалов»

Перед съёмочной группой была поставлена непростая задача по созданию аутентичного материального мира.

Ирина Очина (художник-постановщик): «Режиссерское видение стилистики фильма — создание ощущения смонтированных документальных фрагментов черно-белой хроники. Такой лаконичный подход к изображению, статичная камера, отсутствие цвета, в свою очередь, требовали максимальной образной точности и предметной подлинности в каждом кадре. Для Андрея Кончаловского было крайне важно, чтобы в шкафах висели старинные платья, а артисты могли во время дубля, не задумываясь, открыть какой-нибудь ящик и взять в руки случайно подвернувшийся предмет. Для нас это была очень ответственная работа — обеспечить достоверность каждой детали. Любая неточность может легко убить ощущение правды на экране»

Дмитрий Андреев (художник по костюмам): «Андрей Кончаловский изначально задал четкую стилистику будущей картины — абсолютная документальная и хроникальная достоверность! Конечно, непростая тема фильма и сценарий заставляли максимально глубоко и документально подробно изучать историю оккупированных городов, быт и устройство концлагерей времен второй мировой войны. С помощью консультантов и специалистов по военному обмундированию мы изучали фотоархивы и документы тех лет. По фотографиям и документальным фильмам 30-х, 40-х годов мы скрупулезно изучали моду, манеру ношения одежды, даже походку. Было важно все — какие носили шляпы, обувь, из чего были сделаны пуговицы, какое белье было у мужчин и женщин… Мы в большом количестве использовали оригинальную винтажную одежду, аксессуары, ибо в наше время уже не найти подобных тканей, материалов. В старых, «пожилых» вещах живет тот неповторимый дух ушедшей эпохи, который невозможно сымитировать, повторить…»

Юлия Высоцкая (актриса, роль Ольги): ««Рай» — фильм повышенного уровня честности. Это проявляется во всем: в выборе натуры, в степени подлинности эмоций, в отсутствии грима как такового. Все прозрачно, естественно, а потому — очень точно. Для Кончаловского это новая степень свободы и искренности. Все неожиданно — и ракурсы, и само состояние актеров, — но для режиссера единственно верно, продиктовано логикой его фильма»

Галина Пономарева (художник по гриму): «Самое главное для меня — это представление, что мы снимаем документальное кино. Не художественное, не по сценарию, а именно документальное кино. Все было необыкновенно реалистично: объекты, костюмы, реквизит, игра немецких и французских актеров. Полное ощущение погружения в то время и в тот мир. Поэтому мы старались делать «грим без грима». Конечно же, отсмотрели массу фотографий, документальной хроники, и пытались воспроизвести лица и прически, соответствующие эпохе»

Екатерина Вещева (Режиссер монтажа): «Моей работой было систематизировать кадры, которые могут оказаться полезными режиссёру в процессе работы над фильмом. Помню кадр, который произвёл ошеломляющее впечатление. Евреев в каком-то польском селе согнали на площадь, сотрудничающие с властями местные под присмотром немецких офицеров сортируют людей и загоняют их в грузовик. Женщину по непонятным причинам отпускают, и она начинает метаться: бежит за родственниками, которых уводят, возвращается благодарить офицера, который отпустил её, снова бежит за теми, кого уводят… И вдруг она целует немецкому офицеру руку. Мы не обсуждали этот кадр с режиссёром, но однажды на площадке я смотрела в монитор и у меня мурашки пошли по коже: я узнала тот кадр. Это не было копией документального материала, мизансцена была другой, но чувства той женщины, её ужас, её паника были переданы безошибочно и мощно. Несмотря на то, что за время монтажа видела эту сцену бессчётное число раз, она продолжает вызывать во мне сильный эмоциональный ответ»

С учетом специфики сценария перед кастинг-директорами стояла непростая задача — подобрать русских, немецких и французских актеров таким образом, чтобы они могли гармонично существовать в одном фильме, несмотря на разное языковое пространство.

Режиссер Андрей Кончаловский принципиально не хотел приглашать на главные роли звезд, так как это нарушило бы главную идею фильма — создание ощущения максимальной достоверности и документальности монологов героев. Это было возможно только при условии, что лица актеров не ассоциировалось бы у зрителей с другими известными проектами. В идеале Андрей Кончаловский хотел бы найти практически неизвестных актеров, что стало для директоров по кастингу довольно сложной проблемой.

Кастинг проекта параллельно проходил в трех странах — в России актеров искала русский кастинг-директор Элина Терняева, в Германии — немецкий кастинг-директор Уве Бюнкер, а во Франции — француженка Констанс Демонтой.

Изначально съёмки фильма планировались в России, Германии и Франции, в четком соответствии со сценарием. Однако затем было принято решение перенести французский блок в Германию и попытаться найти там похожие объекты, несмотря на то что уже был начат поиск локаций во Франции.

Интерьеры концентрационного лагеря были построены в России, по большей части в павильонах киностудии «Мосфильм», а бараки лагеря — на территории старой военной части, где частично сохранились аутентичные деревянные постройки того времени. Все экстерьеры снимались на территории старой полуразрушенной кирпичной усадьбы, расположенной недалеко от Москвы.

Отдельное внимание уделялось съемкам воспоминаний главных героев о времени, проведенном в Италии. Схожие с итальянскими пейзажи и архитектура были найдены в Крыму, с них начались съемки картины.

По графику съемки фильма начинались в России, затем продолжались в Германии и заканчивались снова в России. Съемочная группа состояла из русских, немцев и французов, поэтому важной задачей было выстраивание рабочей координации и грамотной логистики, связанной с транспортировкой между двумя странами декораций, костюмов и оборудования.

Комплект съемочной техники также собирался между двумя странами, но основная часть оборудования была предоставлена немецкой компанией ARRI. Перед началом съемок операторская группа проводила пробы в поисках оптимального изображения фильма и того комплекта оборудования, который даст возможность воплотить режиссерскую задачу.

C учетом того, что работа над сценарием продолжалась также и в съемочный период, на площадке всегда присутствовала соавтор сценария Елена Киселева, которая вместе с Андреем Кончаловским вносила изменения в сценарий, в том числе и накануне съемок, что часто ставило перед актерами и съемочной группой дополнительные задачи.

По окончании монтажа фильма начались работы по сведению звука, которые были осложнены тем, что съёмки картины проходили на трех различных языках. Работа с русским, немецким и французским языками велась международной командой на английском языке, что потребовало выстраивания специальной системы работы. В связи с языковой спецификой запись реплик проходила на звуковых студиях России, Германии и Франции, а затем сводилась на студии ARRI в Мюнхене, где вместе работали специалисты из Германии и России.