Оскароносные фильмы делятся на две категории. В первую попадают фильмы, которым киноакадемики попросту не могут не дать «Оскар», например, арт-хаус на злобу дня «Повелитель бури». В первый раз я церемонию «Оскара» смотрел в далеком 1991 году – тогда триумфатором стал фильм «Танцы с волками», который никто не видел ни до, ни после. Но бывают и просветления, когда главную кинопремию вручают фильму, покорившему сердца миллионов зрителей по всему миру. Так было с «Титаником» в 1998 году, так произошло и с «Играми разума» в 2002.
Молодой математик Джон Нэш немного чудаковат и замкнут. Пока все его однокашники совмещают учебу с походами в бар, Джон ищет оригинальную идею, на основе которой он смог бы построить свою научную работу. В этом ему помогает сосед по комнате, являющийся полной противоположностью Джона. Блестяще окончив университет, Джон попадает в секретную лабораторию, где его вербует странный человек «в штатском». Тут-то и начинается странное – похоже, никто, кроме Джона, не видит ни его друга, ни вербовщика, и гению придется разобраться – что реально, а что является играми его разума.
Я всегда завидую новому поколению зрителей, ведь наевшись блокбастеров и массового кино, они смогут обратиться к классике, а значит, впервые посмотрят «Игры разума». Это один из немногих фильмов, которые можно пересматривать постоянно и находить в нем что-то новое. Постановщикам удалось довести до совершенства окружающий главных героев мир, воссоздать уже далекую эпоху «холодной войны», достичь совершенства в гармонии между актерской игрой и декорациями. Хороший фильм всегда можно распознать по тому, как построен кадр: если фильм состоит сплошь из крупных планов героев, значит, постановщику не хватило или бюджета на создание хорошего окружения, либо мастерства. В «Играх разума» помимо интересной истории есть атмосфера, нежно воссозданная создателями фильма из собственных воспоминаний и свидетельств очевидцев, фильм все-таки очень биографичен.
Вершиной великолепия «Игр разума» является, безусловно, Рассел Кроу, сыгравший, на мой взгляд, свою лучшую роль за всю кинокарьеру. За блестящую актерскую игру Расселу можно простить все – от дебошей и неуважения по отношению к окружающим до бездарных попыток снять собственное кино. Я, честно говоря, не знаю, как на самом деле выглядел Джон Нэш, но та детализированность, с которой к роли подошел Кроу, поражает. Мелкие детали, шаркающая походка, полная гамма чувств, передаваемых одним лишь взглядом – такое встретишь не каждый день и даже год. И пусть в том году «Оскара» отдали Дензелу Вашингтону за роль в фильме «Тренировочный день», в подметки не годившемуся «Играм разума», для меня этот фильм навсегда останется окном в мир прекрасного кино, живым доказательством, что близкий к арт-хаусу, построенный на биографии малоизвестного за пределами узкого круга экономистов и теоретиков человека, может быть настолько интересным, глубоким, трогающим за живое.
Конечно, не Расселом единым хорош этот фильм – вся актерская труппа достойна аплодисментов и овации. Дженнифер Коннелли, сыгравшая жену Джона Нэша, стала для меня настоящим открытием, ведь были еще свежи воспоминания от ее роли в «Реквиеме по мечте», а когда образ удается, актеру сложно предстать в иной ипостаси и в то же время понравиться не меньше, а то и превзойти ожидания. Пол Беттани и Эд Харрис, сыгравшие спутников жизни главного героя, столь убедительны, что в них веришь вместе с героем. Странно, но я не знаю, за что можно поругать, или даже по-дружески пожурить этот фильм. Он великолепен.
В этом году я посмотрел еще два фильма, которые могли бы пристроиться рядом с «Играми разума», это «Король говорит», очень близкий по атмосфере и духу борьбы с собственной жизнью, и «Три дня на побег», где Рассел Кроу вплотную приблизился к тому, чтобы повторить актерскую удачу и образ чудаковатого, но очень любящего человека. Но «Игры разума» навсегда заняли место на золотой полке моих любимых фильмов.
Вердикт: шедевр, как бы не банально это звучало.
Купить DVD «Игры разума» (Ozon.Ru, 99 руб.)
Купить DVD «Игры разума» (Ozon.Ru, 448 руб.)