Давненько я не присутствовал на пресс-показе, во время которого кинокритики смотрели фильм молча, не жуя попкорн и не гогоча по поводу и без. Даже по телефону не говорили и не обсуждали вслух происходящее на экране. Давали «Кориолана», участника прошлогоднего Берлианаре, который лишь год спустя нашел возможность прокрасться в российский прокат. Шекспировская трагедия по древнеримскому эпосу, переложенная на современность, — это не каждый может выдержать, а если еще учесть, что фильм демонстрировался с субтитрами, то «Кориолан» и вовсе переходит в лигу жесткого артхауса. Хотя, может именно из-за субтитров, которые приходилось постоянно читать, посетители пресс-показа впервые за долгое время вели себя как ценители кино, а не случайно попавшие в зал хамы.
К сожалению, трагедия Шекспира прошла мимо меня, и я не могу полностью оценить сходство сюжета с ней, но речь всех героев фильма являлась переложением именно шекспировских строк, что очень контрастировало с картинкой. Впрочем, подобным образом с шекспировскими сюжетами обходятся часто, достаточно вспомнить «Ромео и Джульетту», которую адаптировали и под будущее, и под мир гномов. В случае с «Кориоланом» очень удачно была придумана история из недалекого будущего. Во время продовольственного кризиса и в разгар междоусобной войны генерал Кай Марций защищал порядок и закон от беснующейся толпы, но именно толпа, подогреваемая трибунами, представителями народа во власти, изгнала Кая из Рима. Полководец в приступе ярости обратился к своему врагу Авфидию, и вместе они таки дошли до Рима, и лишь в последний момент Кая удалось остановить и даровать прощение. Впрочем, Авфидий Кая все же убил, но это же трагедия — как без смерти главного героя?
Фильм можно условно разделить на три части. В первой показана война, и мне как поклоннику компьютерных игр Call of Duty очень понравилось, как режиссер не долго думая просто перенес на экраны то, что видят десятки тысяч геймеров каждый день. Во второй части показано то, как пара близких к власти служителей народа подстрекают массы на изгнание титулованного, но грубого полководца. Этот фрагмент стоит отдельного просмотра каждым посетителем Болотной площади и проспекта Сахарова, уж очень похоже все происходящее на экране на то, как дурят сетевых хомяков представители оппозиции. Третья часть фильма — чистый Шекспир с его монологами и безусловно трагической развязкой.
Хоть картина идет без малого два часа и постоянно приходится читать субтитры, время пролетает незаметно. Конечно, знание английского помогает, но шекспировский текст — крепкий орешек даже для тех, кто способен смотреть фильмы на языке оригинала. В то же время, как и в любой театральной постановке, пусть и реализованной на экране, очень большое значение имеют интонации и эмоции, поэтому если действительно хотите проникнуться этим фильмом, то лучше смотреть именно так — с субтитрами.
Напоследок — об актерах. Признаюсь, я вообще не хотел идти на этот пресс-показ, так как увидел в описании фильма «основано на трагедии Шекспира». Не люблю я эти исторические шедевры с костюмами и некоей атмосферой. Но не будучи подготовленным я получил действительно большое удовольствие от великолепной игры Рэйфа Файнс (Кай Марций Кориолан) и Джерарда Батлера (Тулл Авфидий). Я знаю, что многие киноактеры начинали в театре, но редко удается посмотреть на них именно в такой вот кинотеатральной постановке. Отдельно стоит упомянуть, что для Файнса этот фильм стал еще и режиссерским дебютом. Ну а о том, что дебют вышел удачным, свидетельствует номинация на прошлом Берлинском фестивале. Теперь будем ждать второго фильма Файнса: история про любовницу Чарльза Дикенса выйдет на экраны в следующем году.
Вердикт: великолепный артхаус, рекомендую. Шекспир актуален во все времена, а «Кориолан» с его политическим подтекстом особенно актуален в современной России.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.