Правила жизни гастарбайтера Карлоса: «Лучшая жизнь»

Фильм Лучшая жизнь (A Better Life)Когда фильм получает премию как «самый недооцененный фильм», стоит задуматься, почему некоторые картины проходят мимо зрителя. Наверное, во многом виновата сегодняшняя конъюнктура, пестуемая владельцами кинотеатров и дистрибьюторами, которые предпочитают видеть в кино исключительно источник заработка. Именно по этой причине многие фильмы, несущие в себе большой морализаторский потенциал, но в то же время снятые талантливо, совсем не стиле агрессивной пропаганды, не находят массового зрителя. Честно говоря, я никогда бы не посмотрел фильм «Лучшая жизнь», если бы он не фигурировал в номинациях на «Оскар». Теперь я готов рекомендовать его к семейному просмотру в обязательном порядке, особенно тем, кто живет в небольших городах и, прямо скажем, не богат.

Карлос Галиндо живет в США нелегально, как и многие его соотечественники, и работает где придется. У Карлоса есть сын Луис, который живет своей жизнью, предпочитая общение со сверстниками в школе. Купив у напарника грузовик с инструментами и базой клиентов, Карлос надеется выйти на новый уровень, став садовником, но в первый же день его грузовик угоняет гастарбайтер, которого он взял в партнеры. Отец с сыном пытаются вернуть единственный источник заработка, но их принципы очень разные — отец живет по правилам доброты и доверия, что совсем не по нраву его сыну.

История отца и сына, живущих в совершенно разных «мирах», является очень благодатной почвой для воспитания зрителя через кино. В «Лучшей жизни» все настолько просто и прозрачно, что становится странным — как этот фильм вообще заметили киноакадемики. Но так же, как хорошая повесть или роман не всегда является бестселлером, этот фильм получил признание на многих фестивалях независимого кино. Его нельзя назвать артхаусом, наоборот, все в этом фильме снято прямолинейно и просто, безо всякой «творческой вакханалии». Картина больше похожа на повесть, чем на новаторский роман, но именно из-за своей простоты фильм вызывает гамму эмоций и желание пересмотреть его вновь.

Карлос — простой работяга, который всего лишь хочет помочь своему сыну стать достойным человеком, уважающим труд, семью, общечеловеческие ценности. Его сын Луис находится в том возрасте, когда на него большое влияние оказывают сверстники, и действие фильма охватывает именно тот период, когда Луис находится на перепутье — принять жизнь отца или вступить в местную банду. Соблазн пойти по преступному пути велик — есть риск быть убитым, но он вознаграждается совершенно иной жизнью. Именно выбор дальнейшего жизненного пути является главной темой фильма. Взаимоотношения отца и сына осложняются тем, что они не понимают друг друга. И лишь день, проведенный вместе, все меняет. Прямое общение — ключ к воспитанию, именно об этом повествует фильм.

Дэмиан Бишир, конечно, никакого «Оскара» за лучшую мужскую роль первого плана не получит, но в его исполнении мексиканец Карлос, осторожный и доверчивый, не наивный, но бесконечно добрый, получился настоящим героем нашего времени. Проблема нелегальных эмигрантов сегодня в США настолько же остра, как проблема полу-рабства середины прошлого века. Немногие фильмы поднимают эту тему не на уровень «давайте разбираться, это ведь позор нации», но стараются просто показать эту «другую жизнь» безо всякой оценки. Именно открытая концовка «Лучшей жизни» позволяет зрителю самому предположить — что дальше. Хосе Хулиан, сыгравший сына Карлоса, не слишком убедителен, но это простительно для молодого и не очень опытного актера.

То, что «Лучшая жизнь» фильм скорее молодежный, чем для взрослой аудитории, говорит несколько фактов. Во-первых, упор делается именно на подростковые переживания, история Карлоса — лишь фон, диспозиция, декорация, позволяющая взглянуть на ситуацию в целом. Во-вторых, фильм снял Крис Вейц, который с братом Полом подарил современным подросткам практически библию молодежной комедии «Американский пирог» и многие другие фильмы, где некоторые, вполне морализаторские идеи, были приправлены отвязным юмором. Конечно, кому-то больше понравятся слащавые образы голливудских фильмов, но Вейцу удалось создать хороший молодежный фильм — дающий шанс подростку понять, что если у него есть выбор между семьей и бандой, то лучше выбрать семью, как бы сложен ни был этот выбор.

Вердикт: великолепное семейное кино о том, что стоит побольше общаться с родителями, даже если кажется, что они — не от мира сего. Рекомендую смотреть вместе с детьми-подростками.

Понравилась рецензия? Подпишись на новые.



 

Tags: ,