Не так давно обсуждали с приятелями французский фильм «1+1» Оливье Накаша и Эрика Толедано. Оптимистичную ленту про парализованного богача и его чернокожего хулигана-сиделку многие прочили в номинанты на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Но мои собеседники сочли его чересчур слащавым, неправдоподобным и неуместно веселым. Некоторые пользователи интернета тоже ругали французов почем зря, причем все их аргументы основывались на «я видел тяжелобольных людей, они вовсе не такие» и «лучше посмотрите «Достучаться до небес» или что-то подобное про то, как люди действительно страдают и везут больного друга перед смертью к океану». Фильм «Любовь» знаменитого Михаэля Ханеке очень понравится вам, дорогие любители кино «как на самом деле». Болезнь, беспомощность и умирание во всей красе. И номинация на «Оскар», которой, к сожалению, веселой «1+1» так и не досталось.
Пожилая пара пианистов, Жорж и Анна, живут вместе уже много десятков лет. Привычная жизнь их, счастливая и размеренная, прерывается в один день: у Анны случается приступ, в результате которого она остается частично парализованной. У Анны есть только одна просьба к мужу – не сдавать ее в дом для престарелых. И Жорж как искренне любящий и заботливый супруг оставляет все дела, чтобы ухаживать за постепенно угасающей женой. Новая жизнь обоим дается непросто: всегда элегантная и интересная женщина становится беспомощным овощем, а талантливый востребованный музыкант вынужден стать сиделкой. С каждым днем становится труднее и больнее, но они до самого конца несут любовь и достоинство, которые составляют основу их семьи.
Фильм очень грамотно и верно соединяет в себе мерзость физиологических процессов, сопровождающих неизлечимую болезнь, и то благородство, с которым пожилые супруги, переживают самые сложные дни. Они были близки многие годы, но именно в эти предсмертные дни отступают последние крохи стыдливости, которым уже просто не остается места. Нет там места и посторонним людям: равнодушным сиделкам, талантливым бывшим ученикам и даже самым близким членам семьи. Никого, и даже собственную дочь, они не допускают в свою новую жизнь, еще более личную и интимную, чем раньше.
Михаэль Ханеке – признанный мастер авторского кино. Его «Пианистка» и «Белая лента», как и «Любовь», уже были триумфаторами Каннского кинофестиваля и получали награды европейских киноакадемиков. В то, что Ханеке получит «Оскар», лично я не верю. Скорее уж он получил бы его за «Белую ленту» несколько лет назад, но и тогда не срослось. «Любовь» — очень камерный, театральный фильм, где на сцене почти всегда только двое, а декорациями служат несколько комнат их квартиры. Вся картина – это процесс медленного увядания и умирания внутри замкнутого пространства. Смотреть на это тяжело, но, надо признать, завораживает. Разыгранная перед нами Жаном-Луи Трентиньяном и Эмманюэль Рива история – вполне правдоподобный итог жизни двух интеллигентных людей, за которым мы бессовестно подглядываем в замочную скважину.
Вердикт: конечно, смотреть. Поверьте, это именно то, как бывает в жизни. Если очень повезет с выбором пары, конечно.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.