Больше, чем мюзикл: «Отверженные»

Фильм Отверженные (Les Miserables)Мне очень редко встречались люди, которые осилили все важнейшие фолианты по литературе 19-го века. Обычно, все ограничиваются одним, максимум – двумя эпичными произведениями. Я не смог дочитать «Войну и мир», хотя и пытался сделать это неоднократно. Зато одним из ярчайших впечатлений моего прошлого стал роман «Отверженные». Гюго в нескольких томах так ясно и четко изложил картину происходившего во Франции между революциями, сюжет был настолько интересным, а герои – фактурными, что я прочел этот гигантский труд на одном дыхании. И я всегда понимал, что экранизировать такие вещи – крайне сложно. «Война и мир» уныла, как в книжной, так и в киноверсии. А вот «Отверженным» повезло больше.

Сюжет эпопеи пересказать довольно сложно, но я попробую. Жан Вальжан освобождается с каторги, где он провел долгие 19 лет за кражу булочки. Инспектор Жавьер выдает ему паспорт освобожденного по УДО и намекает, что не будет Жану покоя до конца его жизни. Вальжан пытается начать новую жизнь, но с такой справкой ему никто не хочет давать шанса. Тем более в стране – кризис. Скитания приводят Вальжана к священнику, который оказывается единственным человеком, готовым ему помочь. Позже Вальжан уже владелец фабрики и мэр городка, но в его расположение прибывает Жавьер. Инспектор сразу узнает в буржуа бывшего каторжника, что заставляет Вальжана вновь бежать. Вместе с ним – маленькая девочка, дочь работницы фабрики, изгнанная и так же отверженная обществом, как сам Вальжан. Наконец, действие переносится в Париж, на баррикады, где Жавьер и Жан Вальжан встретятся вновь.

Фильм-мюзикл «Отверженные» хоть и скачет по верхам оригинала, но делает это аккуратно и с одной целью – показать преображение людей и то, к чему это преображение приводит главных героев: Жана Вальжана, Жавьера, Фантины, семейство Тернадье. В качестве обрамления и демонстрации иной жизни, иных героев, будущего Франции, в романе есть второстепенные персонажи, которые и являются причиной преображения – Козетт, Мариус, Эпонина. Удивительно, но Уильяму Николсону в процессе создания сценария к фильму удалось найти золотую середину, баланс между романом и мюзиклом (который, к слову, с аншлагами шел в театре в Париже больше 20 лет). Ему удалось и интригу сюжетную сохранить, и развитие характеров показать, и про исторический фон не забыть.

Фильмы-мюзиклы в последнее время появляются с завидной регулярностью. Но американцы не додумались, что можно было делать, как в советском кино – на экране рот открывают одни, а поют за кадром другие. Иначе «Mamma Mia» было бы смотреть куда приятнее. Ведь самым страшным кошмаром является не антураж, сценарий и музыка, а именно пение, в котором большинство голливудских актеров совершенно убоги. «Отверженные» снимались вживую, то есть актеры пели на съемочной площадке, и это позволяет увидеть совершенно иные эмоции. Арию Фантины в исполнении Энн Хэтэуэй без слез смотреть вообще невозможно – недаром своим голосом она пробила номинацию на «Оскар». Да и Хью Джекман удивил – от героя боевиков не ожидаешь того, что он не только отлично сыграет сложнейшую драматическую роль, но и заголосит так, что за душу берет. Единственным предсказуемым элементом в этом паззле стал Рассел Кроу, который, как известно, помимо актерской карьеры еще и поет в собственной группе.

Не обошлось и без разочарований. Аманда Сейфрид отметилась практически во всех знаменитых кино-мюзиклах, но ни в одном из них не ушла дальше визжащего голоса и выпученных глаз. Не впечатлил и Эдди Редмэйн, настолько усердно изображавший молодого и чрезмерно наивного влюбленного революционера. Наивность взяла верх над самой ролью, но в результате герои этих двух актеров – Козетт и Мариус – стали парой, и очень совпали по типажу: тупой и еще тупее.

Мюзикл получился не просто эпичным – масштабнее этого я не видел фильмов со времен «Властелина колец». Возможно, сыграл роль оригинальный мюзикл, декорации которого во многом вдохновили создателей киноверсии. Мне же приятнее думать о том, что заслуга во всем, что связанно с «Отверженными», в первую очередь принадлежит Тому Хуперу. Том уже получил гроздь «Оскаров» за свой предыдущий фильм «Король говорит», и мне искренне хочется верить, что в этом году киноакадемики отбросят в сторону довод «хватит с него наград» и воздадут Хуперу по заслугам.

Вердикт: самый масштабный и поразительный кино-мюзикл десятилетия. Рекомендую смотреть с субтитрами – перевод и, тем более, дубляж попросту убивает это кино. Да и английский там довольно простой.

Понравилась рецензия? Подпишись на новые.



 

Tags: , ,