Бондиана уже перешагнула 30 серию и явно исчерпала себя как просто шпионский детектив. На заре сериала существовало очень понятное и очевидное зло — коммунизм в лице СССР. Сегодня в качестве мирового злодея может выступить разве что США, но Англия, чью разведку представляет многоликий Джеймс Бонд, является союзником Америки. Так что приходится в последние годы бороться скорее с безликими «террористами» да бизнесменами с такими же наклонностями. Перезапуск франшизы назревал давно, и взрыв офиса британской разведки MI6 в фильме в определенном смысле демонстрирует, что владельцы самого долгоиграющего киносериала это прекрасно понимают.
Британская разведка переживает кризис. Светские власти обвиняют ее в том, что эффективность падает, методы дедовские, терроризм становится виртуальным, а стареющие агенты не способны противостоять безликим кибер-атакам. К тому же в сеть попадает список всех сотрудников, работающих под прикрытием, а требований никаких не предъявляется. Воскресший Джеймс Бонд отправляется на поиски террориста будущего, а находит призрак прошлого. К тому же призрак этот очень рассержен и готов идти до последнего в своем стремлении уничтожить британскую разведку.
Я не могу сказать, что подобный поворот является оригинальным. Дело в том, что сюжет фильма схематично совпадает с игрой Call of Duty: Black Ops 2. И там, и там главный враг — гениальный злодей, всегда находящийся на шаг впереди силовиков. Мотивации этих антигероев схожи, и даже методы практически одинаковы. Я не готов обсуждать, кто у кого утянул этот сюжет, скорее склонен думать, что умным людям одна и та же идея может прийти одновременно. Тем более обе франшизы — и кино, и игра — находились в сюжетном тупике и отчаянно нуждались в обновлении.
Дегероизация Джеймса Бонда началась давно. Во многом на процесс повлиял успех сериала о Джейсоне Борне, главный герой которого наряду с шпионскими способностями проявлял человеческие эмоции. В «Скайфолл» Бонда довели до самого дна — он старый и телом, и методами работы, он даже не смог пройти простейшие нормативы оперативников разведки. Но именно старая закалка, верность своему делу и гигантский опыт позволяет ему одержать верх над своим противником. Впрочем, злодей в фильме не может удивить искушенного зрителя своим гениальным планированием атаки на десять ходов. Бэйн в «Темном рыцаре: возрождение легенды» был более извращенным и забавным, а сравнивать этих двух злодеев вполне корректно. Ведь бондиана давно уже оторвалась от реальности. Если оценивать с точки зрелищности для рядового зрителя, то правильно сделала, достаточно вспомнить «Шпион, выйди вон».
Забавно, как в итоге фильм стал защитой старой школы. Победить террориста, который гениально пользуется всеми техническими новинками, оказывается проще всего именно старыми проверенными методами. Это хорошо демонстрирует эпизод с обороной особняка Скайфолл, родовым поместьем Бонда. Имея в своем распоряжении всего несколько стволов, связку динамитных шашек и старенький шпионский Астон Мартин, Джеймс Бонд успешно отбивает атаку целого отряда десантников и штурмового вертолета. Особенно контрастно этот успех выглядит на фоне неудач нового поколения разведчиков, слишком предсказуемого и самонадеянного.
Дэниэл Крейг все больше похож на Путина — стареющий, но не дающий списать себя со счетов и готовый показать всем врагам настоящую кузькину мать. Джеймс Бонд в его исполнении не только дал возможность продюсерам заработать несколько миллиардов долларов, но и помог сценаристам преодолеть кризис всей франшизы. Теперь можно спокойно использовать предположение, что суперагент весьма уязвим и не всегда может противостоять мировому злу. Это может помочь бондиане пережить еще несколько экранизаций. Потом уже и мир изменится, и Крейг уже постареет настолько, что вынудит продюсеров искать нового супершпиона.
Хавьер Бардем в роли гения зла действительно оставил яркое впечатление. Хавьеру вообще удаются роли пограничных личностей, а тут еще блондинистый парик и милый сарказм в стиле Доктора Хауса. Устоять против столь харизматичных злодеев под силу далеко не каждому зрителю. Хотя как по мне, так герою Бардема далековато до Джокера из «Темного рыцаря», но для сериала о Бонде и такой злодей — однозначно прорыв.
Вердикт: хороший и, главное, лишенный нафталина и особо зубодробительных клише фильм о Джеймсе Бонде. Рекомендую.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.