Самое страшное, что может случиться с чем-нибудь неформатным, это попадание в сферу внимания традиционной критики. В свое время финский коллектив Lordi победил на «Евровидении» и был буквально растоптан музыкальными критиками, которые увидели в них фриков и посчитали их победу случайной. Что еще можно было ожидать от ценителей «прекрасного», они даже не потрудились разузнать – что это за коллектив, какая у него история. Так же произошло и с «Войной миров Z». Если хотите, можете поискать рецензии штатных критиков крупных изданий, единогласно изошедших желчью и другими выделениями по поводу фильма, снятого в неведомом им жанре. Оценивать зомби-муви посмотрев лишь сериал «Ходячие мертвецы» — это очень похоже на нашу кинокритику. Впрочем, тем, кто специализируется на просмотре лишь фестивального кино, а именно этот пул критиков строчил первые отзывы на «Войну миров Z», это простительно. Все-таки, этот фильм совсем не то, чем кормят изысканную публику на ММКФ.
В мире стремительно распространяется вирус, который за считанные секунды превращает простых людей в одержимых бешенной жаждой кого-нибудь покусать зомби. Главный герой – отставной оперативник ООН – вместе с семьей чудом выбирается из поглощенной бешенством Филадельфии и попадает на один из немногих авианосцев, где базируется мировое правительство. В обмен на приют и защиту, героя отправляют на поиски «нулевого» пациента, именно это является главным условием в нахождении вакцины от смертельного вируса. Побывав в Южной Корее, Израиле и Европе, он придумывает, как можно если не победить, то обмануть заразу и дать человечеству шанс.
Какие претензии предъявляли этому фильму на старте не только критики, но и продюсеры? Во-первых, никто не верил, что фильм про зомби, в котором нет никакой жести в виде намотанных вокруг шеи кишок или натуралистичного разрывания жертвы на части, сможет привлечь традиционную аудиторию этого жанра. Во-вторых, для традиционных зомби-муви в этом фильме слишком небольшой акцент на самих зомби, основное действие происходит вокруг главного героя, который спокойно, шаг за шагом пытается распутать клубок таинственных совпадений и по «крошкам» собирает информацию о вирусе. В-третьих, многим показалось слишком шаблонным развитие сюжетной линии.
Зрители по всему миру сказали свое веское слово, принеся в копилку фильма больше полумиллиарда долларов. Отсутствие излишней жестокости в визуальном исполнении позволило поклонникам жанра впервые сходить в кино со своими подрастающими детьми. Отсутствие постоянной беготни от зомби и замена этого на почти детективное развитие сюжета (впрочем, до классического понимания «детектива» этому сценарию как до Луны пешком) позволило сместить акценты, и порассуждать о том, что же произойдет с миром на самом деле в случае «зомбикалипса». Наконец, шаблонным сюжет может показаться лишь тем, кто не видел по-настоящему шаблонных фильмов про зомби.
Как правильно подметил один из немногих критиков, разбиравших этот фильм, выделяет этот фильм скрупулезное внимание к деталям и последовательность действий главного героя. Примерно так же пишутся сценарии к бесконечным «Обителям зла», которые собрали и удерживают свою стабильную аудиторию именно благодаря грамотному подходу к сюжету, оставляющему загадки, но старательно обходящему несуразности. Впрочем, сценаристы все-таки работали с одноименным романом, который больше про геополитику, чем про зомби. Любителям порассуждать за политику будет забавно наблюдать, как Израиль таки пал благодаря арабам, как Северная Корея решила проблему с распространением вируса тотальным удалением зубов у населения (нет зубов – нет укусов – нет заражения) и прочие милые детали вроде полета героев на самолете «Белорусских авиалиний». Последняя деталь, к слову, осталась в фильме лишь из-за того, что сцены в Москве были безжалостно вырезаны из фильма – продюсеры потребовали хэппи-энда, не веря, что фильм соберет достаточно для производства продолжения. Свое мнение они изменили уже после первого уикенда проката.
Традиционно звезды первой величины соглашаются играть в фильме про зомби только в том случае, если это будет либо комедия, либо безостановочных экшен. Как вы уже поняли, «Война миров Z» отличается от этих жанров, и Брэд Питт в нем выглядит очень прилично и к месту. Как в «Человеке, который изменил все», Брэд привнес ту капельку шарма и грусти, которой очень не хватает главным героям зомби-муви. Остальные актеры в фильме присутствуют лишь как декорации, примерно так же в слэшерах зрители запоминают того героя, кто выживает в кровавой мясорубке, а не тех, кто там путался под ногами. Отсутствие сильного акцента на зомби как на личностей создатели фильма заменили массовостью и красивыми планами. Атаки зомби захлестывают города и пространство с такой же стремительностью и красотой, с какой Кэмерон топил свой «Титаник». Однако, если вы хотите посмотреть лишь эти моменты – вам хватит и трейлера.
Вердикт: лучший зомби-муви за последние несколько лет. Не хуже, если не сказать больше, чем «28 дней спустя» и других знаковых для жанра фильмов.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.